Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Тишина бушующего моря

Оглавление

Юрий Мамонтов

«Арктика — суровая арена битв человека с грозными силами стихии.» Уилкинс, полярный лётчик.

Когда смотришь из кабины на штормовое море, то испытываешь этакую нежность к ревущему зверю. Приятный шум работающего оборудования кабины и неистовая злость высоких арктических волн, пытающихся разрушить береговые скалы.

ДАЛЕКО НА СЕВЕРЕ

Рассказывают полярный пилоты, что самая интересная, опасная и высокооплачиваемая работа была в высокоширотной экспедиции. Полеты над акваторией Северного ледовитого океана, доставка людей и грузов на станции Северный полюс, участие в гидрологических экспедициях… Почти все лётные задания сопровождались посадками на льдинах, что было, наверное, самой опасной частью работы. Предсказать, как поведёт себя лёд в Арктике нельзя. Погода может изменяться мгновенно. Любая посадка может обернуться трагедией, самолёт может провалиться и уйти под воду. Перед любой из таких посадок весь экипаж держит совет – можно садиться или нет. Оценивают толщину льда по его цвету, смотрят, нет ли мокрых пятен, свидетельствующих о толщине льда. Оценивают его ровность, проверяют, нет ли торосов. Если хотя бы один из членов экипажа против – поиск другой площадки. Согласно международным правилам в Арктике можно было летать над чистой водой только на двухмоторных самолетах. Эту роль выполняли Ли-2 и Ил -14 .

кабина Ли-2
кабина Ли-2

После списания самолетов Ли-2 и Ил-14 приходилось выполнять эти работы на одномоторном самолете Ан -2, но в паре.

-3

Ледовая обстановка быстро ухудшается. Идёт эвакуация высокоширотной экспедиции «Север-74» на остров Средний. Три дня на Среднем не было погоды. В воздухе Ил-14, командир Ила осматривает всю взбунтовавшуюся ледовую площадь : «У Вас трещина !! Лёд двигается !» На борт Ан-12Б заканчивают загружать демонтированное оборудование, средства обеспечения, сотрудников и снаряжение. На борту уже трактор, сборные домики.

-4

Трещина пошла через лагерь, задевает ледовую взлётную полосу. Для взлёта остаётся всего 900 метров полосы. Взлёт будет с ограниченной размеров полосы. Срочно завершают загрузку.

Ан-12. приборы штурмана
Ан-12. приборы штурмана

Командир Ан-12 : «Трактор выгрузить ! Разборные домики долой !». Трактор и домики снова на льдине. Всё равно взлётный вес 52 тонны. Оборудование в грузовой кабине надёжно закреплено. «Выгружать?» - « Нет!» Рампа грузовой кабины поднята, двигатели запущены, карта обязательных проверок читается быстро и экипаж точно её выполняет. Пропускают для взлёта загруженный Ил-14. Он взлетает. Илу точно повезло. Для Ан-12 идут секунды. Ан-12 выполняет разбег для взлёта. Командир Ан-12 трещину не видит. Ширина её достигает уже двух метров. И в это время началась интенсивная подвижка льда и его торошение. Командир за несколько метров до увиденной трещины подрывает Ан-12 и самолёт на скорости 240 км/час ударился левой тележкой шасси о ледовый торос. Тележка отрывается. Самолёт при ударе теряет скорость и падает на лёд. При ударе штурман головой пробивает остекление носовой прозрачной кабины и его выбрасывает на лёд. Удар сильный, он погибает сразу. Самолёт тащит по льду, разворачивает вправо. Отрываются поочерёдно один двигатель, затем второй, передняя опора шасси и правая. Происходит торможение изломанного самолёта. Он останавливается и вспыхивает. Самолёт горит на отколовшейся части льдины.

1957 год. Ил-12 доставляет груз 1500 кг для полярников.

Ил-12. предоставлена фотография Петровым Г.Ф.
Ил-12. предоставлена фотография Петровым Г.Ф.

Погода спокойная. Но надолго ли? Высота 1500 метров. Ночь. Самолёт пилотирует вводящийся в строй командир. Проверяющий на правом сиденье. Перед снижением погода резко, как всегда , точнее как обычно бывает на Севере, меняется в худшую сторону. Всё !! Погода испортилась окончательно. На снижении все стрелки «в кулаке». На полосе метель, сильный ветер. Снижение в облаках. Посадка будет вероятно при нижней границе облаков 150 метров.

Ил-12. посадка на лёд
Ил-12. посадка на лёд

Для полярных северных пилотов это нормальные и привычные условия. Начинается обледенение самолёта. Это плохо. Точнее опасно. Командир увидел свет включённых прожекторов на посадочной полосе. Земля давно ждёт этот груз. Выскочили из облаков на высоте 50 метров. Выход произошёл под углом 45 градусов к посадочной полосе. Надо бы уйти на второй круг, но принято решение садится. Выполняется маневр без снижения. Радиосвязь с местом посадки отсутствует ( мне как автору статьи это непонятно). Самолёт на предпосадочной прямой. Входит в глиссаду. Самолёт сносит ветром с посадочного курса, вводящийся командир исправляет отклонения. Устанавливает самолёт на посадочный курс. И ...допускает непростительную ошибку для пилотов полярной авиации. Экипаж отвлекается от пилотирования по приборам на визуальный поиск огней посадочной полосы. И как следствие — самолёт проваливается на глиссаде ниже необходимой высоты. «Включить посадочные фары!». Включение фар происходит с опозданием. В это время самолёт задевает левым крылом высокий ледяной торос. Бортмеханик тихо ругнулся. Командир пытается посадить самолёт на полосу, (но где она ?), штурвал выбран на себя полностью для посадочного положения , РУДы (ручки управления двигателями) установлены на малый газ. Самолёт падает, сталкивается с ледяными торосами и разворачивается, продолжает разрушаться в движении. Место катастрофы было обнаружено через сутки. Поиск производил вертолёт Ми-4. Ил-12 лежал на удалении трёх километров до посадочной полосы. При расследовании выяснилось, что на борту находилось топлива на два часа полёта. «Уход на второй круг не позор — а лишний налёт» ( афоризм лётчиков Амдермы). В завершении — управление заходом на посадку Ил-12 было возложено на командира вертолёта, который радиосвязь с самолётом не держал и никаких указаний не давал.

Север непредсказуем. Там происходят случаи, которые трудно объяснить. Точнее пояснить. Самолёт Ли-2 (СССР-04209) полярной авиации Главного управления Севморпути. Взлёт с ограниченной ледовой площадки. Самолёт имеет лыжное шасси. Возникло повышенное торможение лыж на снежном покрове ввиду большой степени нахождения соли во льду и снеге. Добавились к этому неровная поверхность взлётной полосы и вес груза на борту. В итоге : разбег происходил много медленнее обычного - привычного для командира Ли-2. Самолёт шёл по льду на скорости отрыва не превышая её. Роста скорости не было. Пробежав всю полосу на скорости близкой к отрыву командир отрывает самолёт взятием штурвала на себя. Левая лыжа сталкивается с ледяным торосом. Сам самолёт взмывает и окончательно потеряв скорость падает на льдину на расстоянии 300 метров от конца взлётной полосы. Вместо прекращения взлёта и выяснения причин — поломанный самолёт.

Вспоминаю. На день рождения мне подарили полёт на самолётике с лыжным шасси. Аэродром Логиново, это под Екатеринбургом. Так вот, пилот самолёта очень болезненно отнёсся к предстоящему полёту со мной. Не только вес пассажира смущал, но и очень мокрый весенний снег повлиял на пилота. И действительно — разбег был очень трудным, а пробега на посадке я вообще не почувствовал. Самолёт после касания остановился. Вот такие воспоминания.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен