Про то, что шины для автомобиля нужно подбирать согласно рекомендованной размерности, знают все. Однако сразу за размерностью в маркировке указывается цифровой индекс грузоподъемности, а за ним — буквенный индекс скорости. На что они влияют и как их проверяют?
Начнем с индекса грузоподъемности — в большинстве случает легковые автомобили с запасом укладываются в предел по нагрузке. Даже тяжелые рамные внедорожники весят меньше, чем допускает шинная маркировка. Конкретный пример — УАЗ Патриот по паспорту весит максимум 2650 кг. А шины базовой размерности 225/75 R16 выпускаются с индексом нагрузки как минимум 102 (например, Cordiant Off-Road), то есть каждая рассчитана на 850 кг, а весь комплект — на 3400 кг. Запас приличный даже с учетом неравномерного распределения нагрузки между передними и задними колесами!
С индексами скорости ситуация на первый взгляд схожая — большинство современных шин даже скромных 14-, 15-дюймовых размерностей имеют маркировку T (190 км/ч) или H(210 км/ч). Даже если автомобиль способен на большее, то на российских дорогах ПДД позволяют максимум 130 км/ч. Хорошо, с учетом нештрафуемого «допуска» — 150 км/ч. То есть достаточно иметь шины с индексом Q (160 км/ч), которым, как правило, маркируются «медленные» зимние покрышки, и спокойно ездить по правилам круглый год. Но, во-первых, не все соблюдают правила. Во-вторых, водители порой стоят перед выбором — доплачивать за шины с более высоким индексом скорости или нет? А в нынешних условиях все чаще будет возникать еще и вопрос импортозамещения. К счастью, российские компании уже осваивают технологии производства низкопрофильных и скоростных шин. Так, в линейке продукции компании Cordiant уже две модели размерности 225/45 R17 — Comfort 2 и Sport 3. Эти же модели доступны и в 18-дюймовых размерах, ориентированных на кроссоверы. Среди них 255/55 R18, который подходит и на BMW X5, и на Volkswagen Touareg Индексы скорости — H (210 км/ч) и V(240 км/ч). А что вообще означают эти индексы? Если разогнаться быстрее — шины что, взорвутся?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно заглянуть в одну из сертифицированных лабораторий, где проводят испытания шин на стендах с беговыми барабанами. Прежде чем запускать новую модель в производство, шинники обязаны провести цикл испытаний на соответствие правилам №30 ЕЭК ООН. Процедура заключается в том, что тестовая шина устанавливается на беговой барабан и прижимается к нему с 80-процентной нагрузкой от максимально допустимой. Затем приводной электромотор раскручивает барабан до скорости, на 40 км/ч ниже максимальной (согласно будущему индексу) и выдерживает эту скорость в течении 10 минут. Затем скорость увеличивается на 10 км/ч и еще десять минут пробега. Следующая ступень — та же процедура, а вот на максимальной скорости шина мчит по барабану уже 20 минут. В сумме — час на скоростях 200+, а с учетом разгонов и того больше. Если в течении этой «гонки» покрышка не взорвалась, не пошла винтом, после остывания не изменилась в диаметре более чем на 3,5%, ей присваивают соответствующий индекс скорости. По сути, он означает предельную скорость, на которой шина сохраняет свои характеристики. Понятно, что шины, «дожившие» на барабане до более высоких скоростей, обладают большим запасом прочности, демонстрируют лучшую геометрическую и силовую однородность. Проще говоря, их форма ближе к идеальной. А, значит, в реальной эксплуатации меньше вероятность биений и вибраций — и не только на максимальной скорости. Так что, если даже вы не гоняете и не нарушаете правил, обращать внимание на индексы скорости все равно стоит.
И обязательно — на информацию по давлению. Как правило, производители автомобилей рекомендуют подкачивать шины на 0,3-0,5 Бар для езды с высокими скоростями. Кстати, процедура сертификационных стендовых испытаний тоже предполагает повышенное давление: 2,8 Бар в шинах категорий T и H и 3,0 Бар в шинах с индексом V. Если давление меньше, то шина в процессе качения (не важно, по барабану или реальной дороге) будет больше деформироваться и, соответственно, больше нагреваться. А высокая температура — это ускоренный путь к разрушению конструкции любой покрышки.
А что будет, если превысить скорость, соответствующую индексу на боковине? Если это кратковременное превышение на 5-10 км/ч на ровной дороге (а какой нормальный человек помчит по ухабам за двести?), то ничего страшного. Главное, нужно учитывать не только скорость, но и фактор загрузки автомобиля. На пустой машине нагрузка на шины щадящая, а вот если в салоне пять пассажиров и тяжелый скарб в багажнике, стрелку спидометра лучше держать «на привязи».
Вот и упомянутые выше нормативы позволяют «быстрым» шинам с индексом V развивать положенную им предельную скорость 240 км/ч лишь при нагрузке в 91 процент от максимальной. А если грузить шину по полной, то разгоняться можно лишь до 210 км/ч. Именно это заставляет производителей мощных скоростных автомобилей комплектовать свои «болиды» шинами с приличным запасом по индексу нагрузки, а для ряда моделей применять покрышки повышенной грузоподъемности с маркировкой «Reinforced» или «Extra Load» — как раз чтобы автомобиль с полной нагрузкой мог законно выходить на паспортную «максималку»