Давным-давно в одном из выпусков “Страны Игр” был маленький комикс, в котором студенты просили Константина Говоруна (кажется) стать их научным руководителем. Для написания курсовых и дипломов, посвященных играм. Комикс, видимо, сопровождал колонку об исследованиях интерактивных развлечений. Действительно, было бы странно, если бы наука проигнорировала существование компьютерных игр.
Дисциплина их изучающая, существует и называется game studies или людология. Давайте рассмотрим ее поближе.
Game studies: границы
Друг от друга науки отличаются объектами познания и используемыми методами. С первым у game studies всё ясно - это компьютерные игры. Со вторым сложнее, так как специфического набора методов у дисциплины нет. Есть заимствованные из других наук - например, информатики, социологии, психологии, философии. Игру можно рассматривать как текст и изучать средствами нарратологии (науки о повествовании). Или как геймплей. Легко провести аналогию между game studies и cinema studies, religious studies и т.д. Эти и схожие дисциплины формируются не вокруг метода, а на основе конкретного исследуемого феномена.
Некоторые определяют game studies как “изучение видеоигр методами гуманитарных наук”, хотя в ней могут использоваться методы психиатрии или клинической психологии (скажем, при изучении игровой зависимости). Например, в статье “Беспорядочность игр” исследователь Ян Богост выделил пять уровней познания игр: уровень восприятия (психология игрока), уровень зрения (то, что игрок видит), уровень функций (невидимое для игрока, но позволяющее игре работать), уровень программного кода и уровень платформы. Такая теоретическая конструкция уже подразумевает использование нескольких исследовательских методов.
Game studies стоит отграничить от геймдизайна и исследований геймификации. В первом случае потому, что задача дисциплины - изучение игр, а не их создание. Во втором - в связи с тем, что изучение геймификации сложилась как отдельная область. При этом связь между тремя сферами, конечно, есть.
Немного истории
“Дедушкой” game studies можно справедливо назвать голландца Йохана Хёйзингу, автора труда “Homo ludens” (или “Человек играющий”). В нем исследовался сам феномен игры, а также его связь с военным делом, правосудием и спортом.
Первые исследования видеоигр и посвященные им мероприятия появились в конце 1970-х - начале 80-х - эру игровых автоматов и набирающих популярность домашних приставок. В 1977 прошла конференция Gametronics и, хотя на ней, в основном, рассматривались вопросы, связанные с “игровым железом”, она стала первым тематическим ивентом.
В тяжелом для индустрии 1983 состоялась First Video Game Conference в Сан-Франциско, а в 1985 Мэри Энн Баклз защитила диссертацию по квесту Colossal Cave Adventures “Interactive Fiction: The Computer Storygame Adventure”. Исследовательница рассматривала игру как текст - этот взгляд нашел отражение в последующих исследованиях вроде “Гамлета на Голопалубе: будущее нарратива в киберпространстве” Джанет Мюррей, но позже подвергся критике. Так возник спор между “нарратологами” и “людологами”. Первые отстаивали концепцию игры-текста, вторые старались подчеркнуть отличия между двумя культурными феноменами. Многие “нарратологи” начинали как литературоведы и привнесли в зарождающуюся новую дисциплину методы старых.
В 2001 году при поддержке Копенгагенского университета появился первый профильный журнал с логичным названием Game Studies, а через два года при вузе открылся исследовательский центр аналогичной направленности. В Финляндии состоялась первая конференция DiGRA (Digital Games Research Association), одной из самых влиятельных организаций, занимающихся исследованиями игр. Рождение дисциплины game studies состоялось.
Сегодня исследования видеоигр - не маргинальная, а вполне признанная и институционализированная область науки. Примеры тому - существование лабораторий, исследовательских групп, семинаров и профильных конференций (например, Central and Eastern European Game Studies, Games and Gender). Учитывая популярность и многообразие компьютерных игр, это неудивительно.
Что почитать
Книги о game studies есть - в особенности, на английском. Это An Introduction to Game Studies (Mayra Frans), серия Approaches to Digital Game Studies (Gareth Schott, Gerald A. Voorhees и др.); Games, Game design, Game Studies: An Introduction (Gundolf S. Freyermuth) и другие.
Что касается научно-популярной литературы об играх, то здесь есть из чего выбрать и на русском языке: например, “Игродром. Что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре” Александра Ветушинского, “Реальность под вопросом” Джейн Макгонигал и другие.
Если говорить о сайтах, пабликах и каналах, стоит выделить gamestudies.ru (к сожалению, уже не обновляемый, но с некоторыми интересными материалами), паблики Московского центра исследований видеоигр Moscow Game Center и Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ) при Институте философии СПбГУ. В 2015 году вышел номер журнала о философии “Логос”, посвященный game studies. В 2019 ЛИКИ выпустила монографию “Игра или реальность? Опыт исследования компьютерных игр”.
Мир game studies велик, и в этом материале мы дали лишь его общий обзор. А это - хороший повод вернуться к теме!
Источники:
- Леонид Мойжес. Изучая видеоигры: что такое Game Studies и откуда они взялись - https://dtf.ru/games/900229-izuchaya-videoigry-chto-takoe-game-studies-i-otkuda-oni-vzyalis
- Anurel. Game Studies, или Академические исследования компьютерных игр - https://vrgames.by/publ/game-studies-ili-akademicheskie-issledovaniya-kompyuternyh-igr
- Юлия Коровски. Исследования видеоигр: где почитать научные работы и послушать лекции - https://22century.ru/popular-science-publications/game-studies
#геймдев #геймдизайнер #gamestudies