Я уже неоднократно писал тут о том, что с интересом посещаю музеи-квартиры писателей и прочих знаменитых деятелей культуры, потому что мне интересно ощутить ту атмосферу, в которой они жили и творили. Через быт, через обычные вещи, которыми пользовались люди, можно понять личность. А понимая личность, лучше понимаешь и ее творчество. Помню, в Литературном музее в Питере я благоговейно смотрел на письменные столы писателей. Вот именно за ними эти люди творили свои произведения. Письменный стол — важнейший предмет обстановки для пишущего человека. И очень показательный.
Не только в этом музее, но в квартирах-музеях различных писателей можно увидеть их место работы. Покажу некоторые их них.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях
В Петербурге есть интересная музей-квартира Федора Достоевского. Тут он прожил с Анной Снеткиной и детьми в последний период своей жизни. Как-то я там был и с интересом обошел все комнаты. Есть в квартире, разумеется, и кабинет писателя с массивным письменным столом. Этот предмет мебели выполнен в дизайне, характерном для XIX века. Подобные столы называли еще конторскими. Он большой, что позволяет располагать на нем большое количество вещей. Помним, что в те времена писали пером и чернилами, были специальные чернильные приборы, иногда довольно массивные.
У Достоевского чернильный прибор еще достаточно скромный. Во время работы стол был завален бумагами и, возможно, книгами, чтобы оперативно искать в них нужную информацию.
А вот — кабинет Антона Чехова в Мелихово. Обстановка стандартная: письменный стол, диван, шкаф (на фото не виден). Стол, похоже, приобретен там же, где его покупал Достоевский. Типичный "конторский" дизайн, и что характерно — поверхность покрыта голубым сукном. Был еще вариант зеленого цвета. Зачем сукно? Ведь на нем неудобно писать, особенно пером. Зато можно, не меняя стола, поменять покрывающую его ткань, когда она загрязнится и потрется. Всё ж дешевле. А грязнилось сукно довольно быстро, поскольку даже у очень аккуратных людей образовывались кляксы.
А вот в музее-квартире Александра Блока в Питере ощущается более модернистская атмосфера. Стильный был у него кабинет. Возможно, ощущение современности возникает из-за белых стен. Не знаю, были ли они такими при жизни поэта. Что касается письменного стола, то он традиционный для XIX века. Опять тяжелое дерево, две тумбы и сукно на поверхности. Но, в отличие от столов Чехова и Достоевского, стол не стоит на резных ножках, а опирается на пол своими тумбами. Более современный дизайн.
И, наконец, в Музее Михаила Булгакова в Москве можно видеть стол знаменитого автора "Мастера и Маргариты". Это уже ХХ век. Стол весь завален бумагами и вещами, как это было при жизни писателя, а по размерам гораздо меньше тех, о которых я говорил выше. И нет сукна. Поверхность стола деревянная. Да... вот за ним Булгаков и творил.
#культура #музеи #история #артефакты
Подписывайтесь на мой канал!
Читайте еще здесь:
Эти люди, как живые, глядят на нас из тьмы веков: фаюмские портреты
Любой может побывать на последней квартире Пушкина: и я там был