Интервью главного художника по свету театра, заслуженного работника культуры России Ирины Вторниковой журналу "ШОУМАСТЕР".
Автор - Татьяна ПОНОМАРЕВА.
- Ирина, взять у вас интервью нам порекомендовал Глеб Фильштинский, сказав, что вы очень интересный собеседник.
Он мой учитель.
- Расскажите, пожалуйста, как пришли в профессию, что повлияло на ваш выбор?
Я спортсменка, мастер спорта по настольному теннису, закончила Ростовский педагогический институт, работала тренером и учителем физкультуры. Затем закончила магистратуру по педагогике, но, как часто бывает, вмешалась случайность. Как-то раз в 1993 или 1994 году мы с родителями пошли в наш старый театр Музкомедии (новое здание театра открылось в 1999 году). И я влюбилась в театр. Сначала покупала билеты, а потом меня заметили сердобольные бабульки-билетеры и сказали: «Ты разоришься! Тихонечко проходи так. На балконе всегда есть места для наших». В старых театрах на балконе находятся световые ложи, и работники театра могут там пообщаться. Одна из них, Юля, предложила мне посветить. Так все и началось. Театру было много лет, на старом оборудовании перещелкивали металлические светофильтры. Когда Юля заболела и ушла из театра, мне предложили прийти осветителем на ее место. Какое-то время я совмещала преподавание физкультуры в строительном институте по утрам с работой в театре во второй половине дня.
Наш начальник цеха работал на два театра и мне приходилось часто заменять его. Так я начала вести спектакли на старом пульте РТМ. На нем было два колеса, куча ручек и тросики, переход по свету делался колесами, многие тросики были порваны или не работали, приходилось управлять колесами, а потом быстро менять ручки. Ох, и получала же я от помрежа, если делала что-то на секунду позже! Я работала осветителем в старом здании Ростовского театра Музкомедии с 1997 года и застала то время, когда он был ведущим в жанре музыкальной комедии, наряду с прославленными Московским и Свердловским театрами оперетты. У нас был очень сильный актерский состав. В 1999 году театр переселился в новое здание, пополнился оперной и балетной труппами, и я до сих пор там работаю. Конечно, теперь это уже «другая планета»: большая и малая сцены, огромный коллектив, сложный и разнообразный репертуар, современное сценическое и световое оборудование, более сложные задачи. Мы вместе вот уже двадцать третий сезон.
- Вы учились специальности параллельно с работой?
Художественный руководитель и директор театра Вячеслав Митрофанович Кущев поднял уровень театра на новую высоту. Он стал приглашать на постановки ведущих специалистов, именитых режиссеров, художников, известных в России. Так, например, один из самых знаковых для театра спектаклей – опера «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича поставлен Сусанной Цирюк, режиссером петербургской школы. За время работы у нас главным режиссером она поставила ряд спектаклей в содружестве с художником-сценографом Зиновием Марголиным. Свет в спектаклях делал Глеб Фильштинский. Так мы с ним и познакомились. Я в то время сидела за пультом, вела спектакли и не думала о профессии художника по свету. Мне всегда нравилось делать все четко, попадать в музыку. Почти во всех музыкальных театрах команды на световое положение дают помрежи или концертмейстеры. В нашем театре мы решили делать это сами. Мы усердно работали, старались. Нашим штатным художником по свету был Борис Михайлов, с ним было интересно. Но с приходом Глеба я поняла, каким выразительным может быть свет в театре. Я увидела, что светом в театре можно творить чудеса, создавать неповторимую атмосферу для происходящего на сцене.
Второе образование я получила благодаря Глебу. Я много ездила на его постановки в Петербург и Москву, приезжала за три-четыре дня до премьеры, наблюдала, как строится работа с осветительным цехом, выставляется и настраивается аппаратура, монтируется оборудование, создается световая партитура спектакля… Я ходила за ним, как бычок на веревочке. Глеб сказал, что мне надо учиться, и Вячеслав Митрофанович поддержал эту идею. Глеб привел меня в Театральную академию на Моховую (сейчас Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) и познакомил с Натальей Алексеевной Якимовой. Я поступила и закончила академию, как художник – технолог сцены по специальности «Технология художественного оформления спектакля». Я очень многому научилась у Глеба и благодарна судьбе, что она подарила мне встречу с таким Мастером и Человеком. Благодаря Учителю, я поняла свое призвание, окунулась в мир света с головой и свет перевернул мой мир! Директор театра увидел мое рвение, поддержал меня. Я начала заниматься светом в ростовском театре. Потом был первый спектакль в театре Юрия Александрова "Санктъ-Петербургъ Опера" – «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена. Глеб порекомендовал меня, и мы с Зиновием Марголиным выпустили этот спектакль. Сейчас у меня уже больше двухсот спектаклей в разных городах. Большую часть из них я выпустила с художником-сценографом Вячеславом Окуневым. Он большой Мастер, прекрасно владеющий разными театральными технологиями и понимающий, что такое свет. Народный художник, друг, наставник, он очень многому меня научил, как владеть светом в разных плоскостях, как обращаться с жесткими декорациями, как сделать сказку из мягких писаных тканей, как светить костюмы из разных материалов и фактур. Эрнст Гейдебрехт, импульсивный, очень разнообразный, удивительный, любимый художник, всегда может подсказать, как создать волшебную атмосферу спектакля. Вместе с Филиппом Разенковым, молодым, вдумчивым, интересным режиссером и Эрнстом, мы создали на сценах разных театрах России, такие замечательные и серьезные произведения, как «Орлеанская дева».
Дамир стал руководителем моей дипломной работы, а Глеб оппонентом. Когда я защищалась, всех интересовало не содержание моей дипломной работы, а будут ли они на защите. В дипломе я разбирала спектакль Большого театра «Пиковая дама», выпущенный Дамиром. Он мне потом сказал, что даже не знал, что в этом спектакле у него так много сделано по свету. Главным режиссером в Ростовском музыкальном театре, а потом в Астраханском театре оперы и балета был Константин Балакин, талантливейший, самобытный режиссер современности. Мы много вместе работали над светом, создавая уникальные своей красотой и мощью спектакли: «Богема», «Царская невеста», «Юнона и Авось», «Иоланта», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Отелло», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Осуждение Фауста», «Травиата», «Тоска».
Полностью интервью читайте по ссылке: https://vk.com/rgmteatr?w=wall-32058492_28846
Источник: http://www.show-master.ru/archive/