Найти тему

Ирина Вторникова – свет перевернул мой мир!

Интервью главного художника по свету театра, заслуженного работника культуры России Ирины Вторниковой журналу "ШОУМАСТЕР".

Автор - Татьяна ПОНОМАРЕВА.

- Ирина, взять у вас интервью нам порекомендовал Глеб Фильштинский, сказав, что вы очень интересный собеседник.

Он мой учитель.

- Расскажите, пожалуйста, как пришли в профессию, что повлияло на ваш выбор?

Я спортсменка, мастер спорта по настольному теннису, закончила Ростовский педагогический институт, работала тренером и учителем физкультуры. Затем закончила магистратуру по педагогике, но, как часто бывает, вмешалась случайность. Как-то раз в 1993 или 1994 году мы с родителями пошли в наш старый театр Музкомедии (новое здание театра открылось в 1999 году). И я влюбилась в театр. Сначала покупала билеты, а потом меня заметили сердобольные бабульки-билетеры и сказали: «Ты разоришься! Тихонечко проходи так. На балконе всегда есть места для наших». В старых театрах на балконе находятся световые ложи, и работники театра могут там пообщаться. Одна из них, Юля, предложила мне посветить. Так все и началось. Театру было много лет, на старом оборудовании перещелкивали металлические светофильтры. Когда Юля заболела и ушла из театра, мне предложили прийти осветителем на ее место. Какое-то время я совмещала преподавание физкультуры в строительном институте по утрам с работой в театре во второй половине дня.

Главный художник по свету театра, заслуженный работник культуры России Ирина Вторникова
Главный художник по свету театра, заслуженный работник культуры России Ирина Вторникова

Наш начальник цеха работал на два театра и мне приходилось часто заменять его. Так я начала вести спектакли на старом пульте РТМ. На нем было два колеса, куча ручек и тросики, переход по свету делался колесами, многие тросики были порваны или не работали, приходилось управлять колесами, а потом быстро менять ручки. Ох, и получала же я от помрежа, если делала что-то на секунду позже! Я работала осветителем в старом здании Ростовского театра Музкомедии с 1997 года и застала то время, когда он был ведущим в жанре музыкальной комедии, наряду с прославленными Московским и Свердловским театрами оперетты. У нас был очень сильный актерский состав. В 1999 году театр переселился в новое здание, пополнился оперной и балетной труппами, и я до сих пор там работаю. Конечно, теперь это уже «другая планета»: большая и малая сцены, огромный коллектив, сложный и разнообразный репертуар, современное сценическое и световое оборудование, более сложные задачи. Мы вместе вот уже двадцать третий сезон.

- Вы учились специальности параллельно с работой?

Художественный руководитель и директор театра Вячеслав Митрофанович Кущев поднял уровень театра на новую высоту. Он стал приглашать на постановки ведущих специалистов, именитых режиссеров, художников, известных в России. Так, например, один из самых знаковых для театра спектаклей – опера «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича поставлен Сусанной Цирюк, режиссером петербургской школы. За время работы у нас главным режиссером она поставила ряд спектаклей в содружестве с художником-сценографом Зиновием Марголиным. Свет в спектаклях делал Глеб Фильштинский. Так мы с ним и познакомились. Я в то время сидела за пультом, вела спектакли и не думала о профессии художника по свету. Мне всегда нравилось делать все четко, попадать в музыку. Почти во всех музыкальных театрах команды на световое положение дают помрежи или концертмейстеры. В нашем театре мы решили делать это сами. Мы усердно работали, старались. Нашим штатным художником по свету был Борис Михайлов, с ним было интересно. Но с приходом Глеба я поняла, каким выразительным может быть свет в театре. Я увидела, что светом в театре можно творить чудеса, создавать неповторимую атмосферу для происходящего на сцене.

Опера "Турандот" Дж.Пуччини. Ростовский государственный музыкальный театр. Художник по свету - Ирина Вторникова
Опера "Турандот" Дж.Пуччини. Ростовский государственный музыкальный театр. Художник по свету - Ирина Вторникова

Второе образование я получила благодаря Глебу. Я много ездила на его постановки в Петербург и Москву, приезжала за три-четыре дня до премьеры, наблюдала, как строится работа с осветительным цехом, выставляется и настраивается аппаратура, монтируется оборудование, создается световая партитура спектакля… Я ходила за ним, как бычок на веревочке. Глеб сказал, что мне надо учиться, и Вячеслав Митрофанович поддержал эту идею. Глеб привел меня в Театральную академию на Моховую (сейчас Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) и познакомил с Натальей Алексеевной Якимовой. Я поступила и закончила академию, как художник – технолог сцены по специальности «Технология художественного оформления спектакля». Я очень многому научилась у Глеба и благодарна судьбе, что она подарила мне встречу с таким Мастером и Человеком. Благодаря Учителю, я поняла свое призвание, окунулась в мир света с головой и свет перевернул мой мир! Директор театра увидел мое рвение, поддержал меня. Я начала заниматься светом в ростовском театре. Потом был первый спектакль в театре Юрия Александрова "Санктъ-Петербургъ Опера" – «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена. Глеб порекомендовал меня, и мы с Зиновием Марголиным выпустили этот спектакль. Сейчас у меня уже больше двухсот спектаклей в разных городах. Большую часть из них я выпустила с художником-сценографом Вячеславом Окуневым. Он большой Мастер, прекрасно владеющий разными театральными технологиями и понимающий, что такое свет. Народный художник, друг, наставник, он очень многому меня научил, как владеть светом в разных плоскостях, как обращаться с жесткими декорациями, как сделать сказку из мягких писаных тканей, как светить костюмы из разных материалов и фактур. Эрнст Гейдебрехт, импульсивный, очень разнообразный, удивительный, любимый художник, всегда может подсказать, как создать волшебную атмосферу спектакля. Вместе с Филиппом Разенковым, молодым, вдумчивым, интересным режиссером и Эрнстом, мы создали на сценах разных театрах России, такие замечательные и серьезные произведения, как «Орлеанская дева».

«Орлеанская дева». Санкт-Петербург. Мариинский театр.
«Орлеанская дева». Санкт-Петербург. Мариинский театр.

Дамир стал руководителем моей дипломной работы, а Глеб оппонентом. Когда я защищалась, всех интересовало не содержание моей дипломной работы, а будут ли они на защите. В дипломе я разбирала спектакль Большого театра «Пиковая дама», выпущенный Дамиром. Он мне потом сказал, что даже не знал, что в этом спектакле у него так много сделано по свету. Главным режиссером в Ростовском музыкальном театре, а потом в Астраханском театре оперы и балета был Константин Балакин, талантливейший, самобытный режиссер современности. Мы много вместе работали над светом, создавая уникальные своей красотой и мощью спектакли: «Богема», «Царская невеста», «Юнона и Авось», «Иоланта», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Отелло», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Осуждение Фауста», «Травиата», «Тоска».

Полностью интервью читайте по ссылке: https://vk.com/rgmteatr?w=wall-32058492_28846

Источник: http://www.show-master.ru/archive/