Найти тему

О МЕТАФИЗИКЕ БЕЛОГО

Когда я думаю о самом святом в искусстве , то прихожу к образу чистого белого листа или холста. На нем можно проявить любую фантазию (бумага все стерпит): нанести любое пятно, выхватить любую краску.

Мы помним из физики, что видим белый цвет потому что от него отражается весь поток света. Поток абсолютного света белый, он содержит в себе все краски, до того как их расщепит Ньютон. Белый свет может обрисовать любой предмет, сделать возможным любой театр теней.

Опыт И. Ньютона по разложению пучка белого света
Опыт И. Ньютона по разложению пучка белого света

Белый формат полон потенциала, он как будто всегда содержит в себе все возможные картины.

-2

Помните сказку про буратино? Многие, да и чего уж там, сам почему-то был убежден, что полено валялось у Карло всю жизнь, пока тот не решил выстругать из него игрушку, хоть и был шарманщиком, а не столяром. А вот столяром был Джузеппе Сизый Нос (друг шарманщика Карло), и валялось полено именно у него. И именно он решил из него сделать ножку для стола. Он стал тесать полено топориком и оно запищало, да так, что чуть не свело с ума и без того Сизого Носа. Конечно, можно предположить, что полено потому и пищало, что нос у него был сизым? Шутка. Но именно Джузеппе посоветовал Карло вырезать из полена игрушку, чтобы та пела и танцевала для заработка. И полено, между прочим, само подтвердило удачность такой мысли! И вот когда Карло стал резать куклу, полено не пискнуло ни разу. Своевольничал только нос, который так и не дал автору себя сделать "благородным": "Нос вертелся, вывертывался, так и остался — длинным-длинным, любопытным, острым носом". (Алексей Николаевич толстой "Золотой ключик или приключения буратино"). И из текста сказки Алексея Николаевича Толстого понятно, что Буратино был в полене изначально, просто Джузеппе обрезал лишнее так, чтобы получилась ножка стола, а нужно было высвободить деревянного мальчика на свет от оков древесины. Джузеппе все время тесал не в тех местах, как будто "по живому", причиняя боль герою. А Карло резал мальчика, словно чувствовал, где пролегает лишнее.

Художник  Л. Владимирский
Художник Л. Владимирский

А вот теперь серьезно: думали ли вы когда-нибудь, почему скульптуру или статую называют "изваянием"? Скульптурное изображение словно высвобождают из глыбы: куска скалы, массы глины, камня, - отсекая лишнее, подобно высвобождению Буратино из лишнего дерева. Раскрывают произведение. Кстати, у рисовальщиков прямо такой термин есть - "раскрыть лист" - значит избавится от белой бумаги, проявить все формы, тона и цвета на нем. Такой угол зрения и дает возможность сказать, что самое святое в искусстве это чистый белый холст, картон, стена... и в этой белизне уже содержатся ВСЕ произведения (метафизически), нужно лишь их раскрыть, положить нужные мазки или штрихи на правильное место или же отсечь материал в необходимых пределах.

Процесс высекания скульптуры из каменной глыбы
Процесс высекания скульптуры из каменной глыбы

Конечно, эти размышления весьма своеобразны, но, беря в руки чистый формат, всегда испытываешь мистически-космический трепет перед самым святым в искусстве, перед потенциалом, перед открывающимися возможностями. Белый лист - это метафизический ноль от которого открываются все пути.