Когда я думаю о самом святом в искусстве , то прихожу к образу чистого белого листа или холста. На нем можно проявить любую фантазию (бумага все стерпит): нанести любое пятно, выхватить любую краску.
Мы помним из физики, что видим белый цвет потому что от него отражается весь поток света. Поток абсолютного света белый, он содержит в себе все краски, до того как их расщепит Ньютон. Белый свет может обрисовать любой предмет, сделать возможным любой театр теней.
Белый формат полон потенциала, он как будто всегда содержит в себе все возможные картины.
Помните сказку про буратино? Многие, да и чего уж там, сам почему-то был убежден, что полено валялось у Карло всю жизнь, пока тот не решил выстругать из него игрушку, хоть и был шарманщиком, а не столяром. А вот столяром был Джузеппе Сизый Нос (друг шарманщика Карло), и валялось полено именно у него. И именно он решил из него сделать ножку для стола. Он стал тесать полено топориком и оно запищало, да так, что чуть не свело с ума и без того Сизого Носа. Конечно, можно предположить, что полено потому и пищало, что нос у него был сизым? Шутка. Но именно Джузеппе посоветовал Карло вырезать из полена игрушку, чтобы та пела и танцевала для заработка. И полено, между прочим, само подтвердило удачность такой мысли! И вот когда Карло стал резать куклу, полено не пискнуло ни разу. Своевольничал только нос, который так и не дал автору себя сделать "благородным": "Нос вертелся, вывертывался, так и остался — длинным-длинным, любопытным, острым носом". (Алексей Николаевич толстой "Золотой ключик или приключения буратино"). И из текста сказки Алексея Николаевича Толстого понятно, что Буратино был в полене изначально, просто Джузеппе обрезал лишнее так, чтобы получилась ножка стола, а нужно было высвободить деревянного мальчика на свет от оков древесины. Джузеппе все время тесал не в тех местах, как будто "по живому", причиняя боль герою. А Карло резал мальчика, словно чувствовал, где пролегает лишнее.
А вот теперь серьезно: думали ли вы когда-нибудь, почему скульптуру или статую называют "изваянием"? Скульптурное изображение словно высвобождают из глыбы: куска скалы, массы глины, камня, - отсекая лишнее, подобно высвобождению Буратино из лишнего дерева. Раскрывают произведение. Кстати, у рисовальщиков прямо такой термин есть - "раскрыть лист" - значит избавится от белой бумаги, проявить все формы, тона и цвета на нем. Такой угол зрения и дает возможность сказать, что самое святое в искусстве это чистый белый холст, картон, стена... и в этой белизне уже содержатся ВСЕ произведения (метафизически), нужно лишь их раскрыть, положить нужные мазки или штрихи на правильное место или же отсечь материал в необходимых пределах.
Конечно, эти размышления весьма своеобразны, но, беря в руки чистый формат, всегда испытываешь мистически-космический трепет перед самым святым в искусстве, перед потенциалом, перед открывающимися возможностями. Белый лист - это метафизический ноль от которого открываются все пути.