1 апреля стартовала экологическая акция «Охота на колеса», которая продлится до 30 июня. Организаторы приглашают к участию всех желающих.
«Охота на колёса» – это экологический командный квест, цель которого ликвидировать свалки покрышек на природе. Команды муниципальных образований, населенных пунктов, инициативных групп, добровольческих объединений, корпоративных волонтёров или компании друзей ищут свалки покрышек на территории проведения игры и участвуют в акциях по их уборке и вывозу на переработку.
Проект был запущен в 2017 году Лидией Ракчеевой, Петром Левиным и Дмитрием Иоффе. После экологических акций по уборке территорий "Мусора.Больше.Нет" и "Чистых Игр" организаторы «охоты» постоянно находили много выброшенных покрышек – в тот год их перестали вывозить вместе со смешанным мусором на полигоны, как раньше, и экоактивисты задумались, что с ними делать. Тем более, что это перерабатываемый отход, следовательно его надо отправлять именно на переработку.
– Мы нашли заводы по переработке и решили, что покрышки могут стать предметом отдельной экологической акции, которую можно игрофицировать – сделать в формате квеста, рассказала нам один из организаторов, Лидия Ракчеева. – Участники ищут скопления бесхозных покрышек, участвуют в акциях по их уборке или отвозят их на переработку самостоятельно и за все активности получают баллы. В результате по набранным очкам мы определяем победителей и поощряем их призами и сувенирами.
В этом году с начала акции по Санкт-Петербургу и Ленобласти 11 команд уже включились, около 10 на – низком старте.
- В апреле этого года уже вывезено 8 тонн покрышек, около 3 тонн подготовлено к отгрузке в субботу 23 апреля.
- К игре подключились и другие регионы: Вологда, Одинцовский район Московской области, Калуга, Архангельск и Карелия. Там тоже собралось около 10 команд.
За все время проведения «Охоты – 2022» по всем городам присутствия убрать планируется около 150 тонн. При этом большая часть придётся на СПб и Ленобласть (около 100 тонн, так как здесь и команд пока больше всего, и карта незаконных свалок подробнее).
Как рассказала нашему изданию Ринни всего с 2017 года «охотники» провели 8 квестов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 1 квест в Вологде и 1 квест в Москве и Московской области. На карту было нанесено свыше 600 скоплений шин, в ходе уборки этих свалок и акций по сбору покрышек у населения на переработку было отправлено 340 тонн шин. Покрышки были переработаны в резиновую крошку.
В качестве креативного продолжения акций по сбору покрышек у населения, на сети АЗС «Газпромнефть» «Артификация.Recycle» в июне 2018 из собранных покрышек были изготовлены арт-объекты для фестиваля «Gamma», также утилизированные после в резиновую крошку.
В 2017-2018 годах квест проводился как соревнования в личном зачёте, но такой формат квеста усложняет как организацию акций по вывозу в районах, отдалённых от Санкт-Петербурга, так и подсчёт очков на таких акциях. Поэтому в 2019 году квест проходит как соревнования между командами населённых пунктов и муниципальных образований.
– Это, во-первых, позволило оптимизировать организацию акций по уборкам покрышек, местным гораздо проще собраться самим в пределах своего посёлка или города, чем это будет делать штаб проекта из Санкт-Петербурга, – сказала Лидия Ракчеева. – А во-вторых, развивает местные сообщества – ребята самоорганизуются, приобретают опыт реализации социальных проектов, узнают новые форматы мероприятий. Также такой формат привлекателен для корпоративного волонтёрства – в квесте могут участвовать команды сотрудников компаний– в Петербургских квестах принимали участие команды от завода Nissan, Балтийского завода.
В 2020 года кроме акционной части проекта начала активно развиваться инфраструктурная и просветительская: экоактивисты помогают развивать систему сбора отработанных покрышек, знакомят друг с другом «игроков» рынка переработки, собирают базу знаний об обращении с этим видом отходов, создают медиа-продукты, развивают экологическую культуру населения и форматы экопросвещения.
Первыми соорганизаторами квеста в 2017 году были МОО «Чистые Игры» и МОО «Мусора.Больше.Нет», в 2018-2019 годах проект реализовался «Чистыми Играми». В 2019 году для дальнейшего развития была зарегистрирована АНО «Экологические добровольческие проекты», в2020 – торговая марка «Охота на колёса». В 2021 году к проекту присоединились активисты из Вологды, там квест реализутся Экологическим движением «ЭкоБессрочка Вологда».
Квест длится от двух недель до нескольких месяцев. Участники квеста объединяются в команды, предпочтительно по территориальному признаку, но это могут быть и команды разнообразных молодежных и добровольческих объединений, спортивных или автоклубов. На первом этапе соревнований команды выявляют свалки покрышек, сообщают информацию о них (фото, координаты, количество, описание места) организаторам через гугл-анкету, из присланных меток организаторы формируют карту свалок.
На втором этапе игроки участвуют в акциях по вывозу покрышек, организованных как организаторами квеста, так и самостоятельно.
Акции проходят в нескольких вариантах: уборка и вывоз большого скопления колёс, сбор небольших скоплений на площадку промежуточного накопления (при возможности её организовать) с последующим вывозом покрышек одной большой машиной. Формат мероприятий простой: собираются участники, получают перчатки, инструктаж по технике безопасности (она важна в этом проекте как никогда) и фронт работ и носят-грузят покрышки. После умываются, переодеваются, пьют чай с пирогами, делятся впечатлениями, общаются и расходятся.
За все активности– количество выявленных свалок, количество убранных покрышек– начисляются баллы, по итогам квеста команды-победители получают призы и проводится церемония награждения.
Все собранные покрышки перерабатываются в резиновую крошку на специализированных заводах.
– Мы ждём инициативных неравнодушных к экологическим проблемам жителей регионов реализации проекта, – добавила Лидия. – Мы ожидаем, что команды самостоятельно найдут свалки покрышек, вместе с нами проработают возможности их уборки (в зависимости от возможностей всех сторон) и в определенное время соберутся на акции. Мы предоставляем перчатки, флаги с символикой проекта, организуем транспорт и приём покрышек на переработку, угощения для участников и призы для победителей.
И в заключение блиц-интервью главных «охотоведов» проекта.
Лидия Ракчеева – директор АНО «Экологические добровольческие проекты», со-основатель «Охоты на колёса»
– В это проекте для меня соединились три удовольствия сразу. Во-первых, удовлетворенность гражданского самосознания от того, что мы в очередной раз помогаем окружающей среде и улучшаем экологическую ситуацию, причем не в одиночку, а с привлечением множества желающих. Во-вторых, удовольствие организаторское, ведь собрать воедино самые разные торчащие «концы», причесать их и получить в итоге красивый проект, это многого стоит. И, наконец, эстетическое: ведь наблюдать за тем, как крепкие парни красиво загружают в грузовик тонны колёс – это на самом деле удовольствие!
Дмитрий Иоффе – создатель и руководитель проекта «Чистые Игры», со-основатель«Охоты на колёса»
– Мы проводим Чистые Игры – соревнования по сбору мусора на природе в формате командных квестов. За 4 года чего только не находили на играх! Но особенно мы заметили, что в лесах повсеместно валяются старые покрышки. За них мы давали отдельные баллы, потому что донести тяжелые колеса – это «спорт» не для слабых. Наконец, в 2017 году у нас созрела идея провести отдельные соревнования по поиску покрышек на обочинах и в лесах Ленобласти. Так была запущена первая Охота на колеса. Я сам ездил на несколько рейдов, и мы с ребятами загрузили несколько пухто. Отличный получился воркаут!
Пётр Левин – заместитель президента МОО «Мусора.Больше.Нет», со-основатель«Охоты на колёса»
– Одна из основных проблем с автомобильными покрышками, отходамиIV класса опасности, заключается в том, что они не отнесены к твёрдым коммунальным отходам и поэтому вопросы их сбора и утилизации не попадают в сферу деятельности регионального оператора. Более того, согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р, их размещение на полигонах запрещено как по отдельности, так и в составе ТКО. В результате у населения не остается возможностей легального избавления от данного вида отходов. Как следствие, мы регулярно наблюдаем свалки покрышек вдоль автомагистралей, в лесных массивах и на площадках ТКО, что только усугубляет проблемы.
«Охота на колёса» позволяет подойти к решению этой проблемы системно, ведь это не только игра, а плотная информационная работа, которая связывает переработчиков и органы местной власти и помогает созданию инфраструктуры по накоплению шин.
Коротко главном:
– Сколько человек в команде.
– До 20 человек
– Сколько участников удалось привлечь в прошлом году.
– В 2021 году в 5 квестах и отдельных акциях участвовало в общей сложности335 человек. За всё время - более 600
– Сколько шин собрали.
– В 2021 году за 5 квестах и отдельных акций - 148 тонн (это около 10 000 разнокалиберных колёс). За всё время - более 340
– Куда их увозят и что с ними делают.
– Покрышки увозят на заводы по переработке(наши партнёры: Премио Крамб, Авалон, СВНК, Лексор (все 4 - Санкт-Петербург и Ленинградская область), Дмитровский завод РТИ (Московская область), Вторресурс (Череповец)). На заводе покрышки перерабатывают в резиновую крошку, из которой делают покрытия для детский и спортивных площадок и используется в качестве добавки в тротуарную плитку и асфальт
– Ссылки на анкеты для участников.
https://forms.gle/sbzUkrGzwzsYLxuQ6
По Санкт-Петербургу и Ленинградской области
https://forms.gle/85o756jvmuwivfWx6
Приозерские ведомости
Фото с "Охоты на колёсах 2019" в Выборге