Продолжаем серию публикаций в альманахе «Деньга» [1], посвященных описаниям предметов личного благочестия.
В четвертой части серии вводятся в научный оборот и атрибутируются редкие разновидности миниатюрных иконок-привесок XI–XV веков [2]. Все используемые в публикации предметы публикуются впервые и ранее не были освещены в каталогах и других печатных изданиях.
Иконка-привеска. Святитель Василий Великий (рис. 1)
Датировка. Конец XIV – начало XV в.
Размеры. 22×14 мм
Технология изготовления. Литье
Металл. Оловянистая бронза
Место находки. Крым
Описание. Иконка округлой формы. На лицевой стороне внутри рамки рельефное погрудное изображение святителя Василия Великого. Над головой изображен нимб. Слева и справа от святого две колончатые надписи ВАС / ЛНН. Оборотная сторона гладкая. Оглавие в виде массивного ушка.
Аналогии. Известны с изображением святого на обеих сторонах овальной иконки, датируемых XIV в. [3]. Публикации иконки этого типа не выявлено.
Иконка. Богоматерь Умиление. Орнамент (рис. 2)
Датировка. XII в.
Размеры. 13×15 мм
Технология изготовления. Литье
Металл. Оловянистая бронза
Место находки. Тверская обл.
Описание. Иконка круглой формы. В точечном ободке на лицевой стороне – поколенное изображение Богоматери Умиление с младенцем Христом на левой руке с нимбами над головами. На оборотной стороне – орнамент. Оглавие в виде массивного ушка.
Аналогии. Не выявлены.
Иконка-привеска. Святитель Николай чудотворец. Орнамент (рис. 3)
Датировка. XIV – начало XVI в.
Размеры. 20×25 мм
Технология изготовления. Литье
Металл. Оловянистая бронза
Местонаходки. Владимирская обл.
Описание. Иконка арочной формы, характерной для произведений русской христианской металлопластики XIV – начала XVI в. На лицевой стороне внутри широкой рамки – рельефное фронтальное погрудное изображение святого Николая. На обратной стороне – косорешетчатый орнамент. Оглавие в виде массивного ушка.
Аналогии. Есть аналогии без изображений на обратных сторонах иконок [4].
Иконка-привеска. Богоматерь Одигитрия. Крест (рис. 4)
Датировка. XII–XIII вв.
Размеры. 20×25 мм
Технология изготовления. Литье
Металл. Оловянистая бронза
Место находки. Неизвестно
Описание. Иконка-привеска круглой формы. На лицевой стороне в рельефной рамке из двух круглых ободков, пространство между которыми орнаментировано поперечными рубчиками, рельефное поясное изображение Богоматери Одигитрии вправо с Младенцем Христом на левой руке. Головы Богоматери и младенца Христа окружены нимбами. Слева от Богоматери на поле иконки находятся рельефные монограммы θ҇ν | м҇р. На оборотной стороне в точечном ободке – изображение равноконечного Креста с четырьмя точками вокруг средокрестия. Оглавие в виде плоского ушка.
Аналогии. Известны иконки-привески без изображений креста на оборотных сторонах [5].
Иконка-привеска. Богоматерь Умиление. Крест на крине (рис. 5)
Датировка. XIII в.
Размеры. 21×25 мм
Технология изготовления. Литье
Металл. Оловянистая бронза
Место находки. Неизвестно
Описание. Иконка-привеска круглой формы. Внутри рельефной рамки из поперечных рубчиков – рельефное поколенное изображение Богоматери Умиление с младенцем Христом на левой руке, головы окружены нимбами. На оборотной стороне – углубленное изображение креста на крине, побеги которого несут мотив «виноградной лозы». Оглавие в виде плоского ушка.
Аналогии. Не выявлены.
Иконка-привеска. Два инока. Геометрический орнамент (рис. 6)
Датировка. XV в.
Размеры. 15×21 мм
Технология изготовления. Литье
Металл. Оловянистая бронза
Место находки. Неизвестно
Описание. Шейная привеска овальной формы. На лицевой стороне – изображение двух ростовых профильных фигур людей в длинных одеждах, обращенных лицом друг к другу. Композиция обрамлена углубленной овальной линией. На оборотной – обронный геометрический орнамент. Оглавие в виде массивного ушка.
Аналогии. Известны шейные печати второй половины XV в. с изображением зверя на лицевой стороне и двух ростовых фигур людей в коротких одеждах на оборотной стороне [6]. В русской средневековой нумизматике известны монеты (рис. 7) можайского князя Андрея Дмитриевича (1382–1432 гг.) с подобным изображением двух фигур [7]. На основании этих аналогий рассматриваемую иконку-привеску можно датировать XV в.
Продолжение следует
Примечания
1. Нисифоров А. Редкие разновидности предметов личного благочестия XI–XVI вв. Часть 1 / Деньга. М., 2020. № 3 (30). С. 46–48; Нисифоров А. Редкие разновидности предметов личного благочестия XI–XVI вв. Часть 2 / Деньга. / М., 2021. № 1 (31). С. 44–45; Нисифоров А. Редкие разновидности предметов личного благочестия XI–XVI вв. Часть 3 / Деньга. / М., 2021. № 2 (32). С. 42–43.
2. Пользуясь случаем, автор выражает глубокую признательность В. Е. Коршуну за консультации при работе над публикацией, а также А. И. Кузнецову и С. А. Ханову за помощь в обработке изображений предметов личного благочестия.
3. Каталог интернет-форума «Русское медное литье» № D64-001 (mednolit.ru).
4. Станюкович А. К. Неизвестные памятники русской металлопластики. Миниатюрные иконки-привески XI–XVI веков. М., 2011. C. 69. Кат. № 194–200.
5. Там же. C. 61. Кат. № 57–60.
6. Станюкович А. К., Авдеев А. Г. Неизвестные памятники русской сфрагистики. Прикладные печати-матрицы XIII–XVIII веков из частных собраний. М., 2007. C. 85. Кат. №98.
7. Гулецкий Д. В., Петрунин К. М. Русские средневековые монеты. Москва. 2017. С. 263. № 3735А.
Алексей Нисифоров
Альманах ДЕНЬГА № 34 / 2022