– Извините, вы не подскажете как выйти к парку Горького?
Николай оторвал взгляд от экрана мобильного. Перед ним стояла хрупкая худенькая девушка в красном плюшевом пальто – одежда для середины московского лета явно неподходящая.
– Кхм.. вам нужен выход номер два, – махнул парень рукой вглубь станции.
– Выход номер два? – повторила она и поправила упавшую на глаза челку.
Ее ярко-зеленые глаза лукаво посмотрели на собеседника.
– Ну, да. А вам именно к парку нужно?
Девушка пожала плечами:
– Наверное. Да. К парку. Точно, туда.
Николай замешкался. Задержал дыхание, потом быстро вдохнул пару раз спертый станционный воздух и сказал:
– Знаете, если вы не спешите, я вас могу чуть позже проводить. Я курьера жду. Скоро должен приехать, – парень посмотрел в телефон, – через семь минут. Вот.
Новая знакомая улыбнулась уголками губ и пристально посмотрела на своего визави. Тот опустил глаза и привычным жестом поправил очки в модной металлической оправе.
– Валентина, – протянула она руку в несуразно пухлом плюшевом рукаве собеседнику.
– Очень приятно. Николай. Может присядем? Там лавочки есть, – махнул юноша в сторону перрона.
– А, давайте.
За несколько минут, пока новые знакомцы сидели на мраморной лавочке, Николай узнал, что Валентина из Петербурга. Увлекается архитектурой и историей. В Москву приехала на выставку, пообщаться с друзьями и просто погулять по столице.
– Скажите, Николай, а что же вам привезет сейчас курьер?
– Вроде книгу.
– Интересно.
– А зачем вам в парк?
– Я хотела в «Гараже» литературу по архитектуре посмотреть. И у меня еще встреча там со знакомым.
– Понятно.
– А вы, кстати, знаете, что у нас в Петербурге есть станция-двойник «Октябрьской»?
– Нет…
– Да, это «Пушкинская». Ее спроектировал тот же архитектор. Она практически не отличается от своей столичной предшественницы. А вот там, в торце… Пойдемте, я покажу, – Валентина устремилась к апсиде с решеткой. – Смотрите, здесь, в Москве – лаконичный голубой фон, а в Петербурге вместо всего этого – памятник Пушкину.
Девушка начала рассказывать про особенности конструкции станций и их оформления. Она увлеченно жестикулировала, на ее щеках выступил румянец. Коля же почти ничего не слышал, он завороженно наблюдал за Валентиной.
– И вот в 1956 году «Пушкинская» была торжественно открыта. Николай? Простите, я вас насильственно ввергла в историческую пучину метроисторий.
– Ничего страшного. Я обожаю метро и люблю все, что с ним связано.
– Правда? У меня есть специальная экскурсия по этим двум станциям, – оживилась Валентина. – В смысле по одной и по другой. Не вместе, конечно.
– Я бы с удовольствием как-нибудь присоединился к вашим слушателям, – ответил Николай.
Парень взял собеседницу под локоть и рассмеялся. В это время у него зазвонил телефон.
– Нина? В смысле, где я? Да, в метро. Да, жду курьера. – ответил Николай кому-то по телефону. – Да тут я. Около апсиды. Послушай…
В это время перед ребятами появилась эффектная высокая блондинка с подарочной упаковкой под мышкой.
– Нина?! – растерянно произнес Коля. – А где курьер?
Блондинка просканировала пространство и, мгновенно оценив ситуацию, произнесла с каменным лицом:
– Николай Петрович, ваша посылка. Вы заказывали книгу Джеф Нун «Вирт». Вот, пожалуйста. Расписываться не надо, вам придет квитанция в приложении. Хорошего вечера, Николай Петрович.
Девушка вручила книгу парню и быстрым шагом удалилась вглубь станции.
– Нина… Нина, подожди, пожалуйста… – Николай побежал вслед за ней, но человеческий метротрафик час-пика взял его в вязкое гибкое кольцо и помешал догнать.
– Уффф, – выдохнул Николай, присел на корточки и задрал голову вверх. Возникла неловкая пауза. Валентина быстро прошептала:
– Мне пора. Простите, пожалуйста.
– Господи! Что же еще человеку надо?! Пять лет пила мою кровь. Вечно недовольное лицо. Вечно всего было мало: денег мало, моего внимания мало, барахла и шмоток мало. Мало, мало, мало! Всегда и всего мало, – молодой человек ходил из стороны в сторону, кричал и махал руками, – ей даже того мало, что после расставания я начал наконец спокойно жить. Мало, что дышу нормально и глубоко. Общаюсь с людьми. Книжку она мне привезла под видом курьера. Кто ее просил? Кто?!
Парень в сердцах бросил книгу на мраморный станционный пол. Она описала дугу в воздухе перед спешащей к поезду солидной дамой в нелепых очках с выпуклыми стеклами, и упала раскрытой птичкой на красную гранитную дорожку.
– Вы любите киберпанк? – спросила Валентина.
– Давайте уже на ты. – предложил Николай. – Да, я фанат.
– Хорошо. Я правда должна бежать.
Коля поднял книгу, протер ее о свои джинсы и спросил:
– Знакомы?
Девушка прочитала вслух аннотацию на обложке:
– Близкое будущее. Время виртуальной реальности – и новых средств, расширяющих сознание до невероятного предела. Время, когда компания отвязных молодых парней и девушек начинает странную игру. Почему мне кажется, что странная игра действительно уже началась?
– Могу проводить тебя?
Валентина очаровательно рассмеялась:
– А все-таки она вас любит. Спасибо, я сама.
– Может хотя бы телефон оставишь?
– Он у меня сел, потому и спрашивала дорогу. А на память я свой номер не помню.
– Инстаграм?
– Нет, нет.
– А ты надолго в Москве?
– Пока не знаю, – на бегу бросила Валентина
и скрылась в вечно куда-то спешащей толпе перехода метро.
– Ты разбила мне сердце, девушка, которая читает киберпанк! – крикнул Николай, сложив ладони рупором.
– Мужик, ну, что ты так переживаешь. Давай выпьем. Скинемся на чекушку, – замухрышка с красно-коричневым лицом подошел к Николаю и протянул ему заскорузлую обветренную кисть, – Василий.
– Василий, отправлялся бы ты дальше по маршруту, – сказал Коля и пошел к платформе.
***
– Соколов, хватит ныть. Давай посмотрим правде в глаза, – Нателла – лучшая подруга Николая подвинула к себе стакан крафтового пива, – все-таки прекрасный тут дабл шоколад. Итак, что мы имеем. Пятиминутный разговор в метро. Ну, допустим симпатичная. Ну, из Питера, условно интеллигентная. Знает про киберпанк. Хотя это, вообще, не показатель. У них там интеллигентно разведут и расчленят. Потом ищи свищи по рекам и каналам.
– Нателла…
– Что Нателла! Ты СМИ читаешь? Идем дальше. Экскурсовод. Что я еще забыла? Ах, да искра пробежала между вами. Всё.
– Она невероятная.
– Верю, Коля, верю. Кажется пять лет назад Нина тоже была невероятной.
– Это другое.
– Ну, конечно. В общем, что в итоге – случайная мимолетная встреча с возможно милой девушкой. Ничего экстраординарного. И гуглить всех экскурсоводов из Петербурга по имени Валентина – это уже слишком. Расслабься, через пару недель ты про нее и не вспомнишь.
– Ты не понимаешь. Прости, надо бежать. – Николай поцеловал подругу в щеку. – Всё пока.
Нателла отхлебнула большой глоток стаута и осуждающе покачала головой.
***
Пятичасовой «Сапсан» был наполнен вялыми полуспящими пассажирами, которым по какому-то року судьбы нужно было именно в это время перемещаться из Белокаменной в Северную столицу. Николай поставил на столик картонный стаканчик с капуччино, уселся в кресло и попытался вздремнуть. Накануне из семи найденных в интернете Валентин-экскурсоводов, он выбрал одну. Фотография на сайте была похожа на запомнившийся ему образ. Описание экскурсий и гида тоже радовало душу и подсказывало, что это именно она. Правда, прямых контактов на сайте не было. Можно было только забронировать экскурсию в специальной форме и потом оплатить наличными.
В полудреме, убаюкиваемый плавным ходом скоростного поезда, Коля представлял встречу с Валентиной. Как он в дорогом модном пальто подходит к экскурсионной группе, состоящей из любознательных старушек-туристок, и эффектно приветствует девушку. Она немного смущается и, нарочито не обращая на него внимание, начинает образовательную прогулку.
– Дорогая, ты должна больше ценить себя. Ну какая Турция! Ну и что, что ультра олинклюзив. Ты достойна Эмиратов! – громко сообщила кому-то в телефон яркая девушка на соседнем сиденье.
Николай встрепенулся от внезапного инструктажа, откинулся в кресле насколько это возможно на другой бок и включил в наушниках Sade. Петербург и Валентина ждали его.
Северная столица встречала путешественников на Московском вокзале обычной местной погодой: было пасмурно, в воздухе висели мелкие капли тумана, переходящего в дождь. Коля бросил вещи в гостинице, купил стакан американо с собой и отправился на встречу судьбе – экскурсия была ранняя.
На площади перед Витебским вокзалом, в обозначенном месте – у монумента Первой мировой кучковалась группка любознательных граждан в разноцветных полиэтиленовых дождевиках. Сердце Николая застучало, он искал в толпе глазами Валентину.
– Вы на экскурсию? – спросила его дородная женщина с головным микрофоном и ярко-красной помадой на тонких губах.
– Да… на экскурсию к Валентине…
– А это я! Всё правильно, хо-хо – утробно захохотала экскурсовод.
– А на сайте, – Николай несколько смешался, – там другая фотография…
– Ой, да не переживайте. Экскурсия та самая. А на сайте просто стоковая картинка. Нас тут десять разных гидов. А «Валентина» – это нейминг, для удобства. У вас наличка же? – тараторила тетка.
– Спасибо. Я передумал.
Николай махнул рукой и пошел куда-то по Загородному проспекту. «Валентина» покрутила в след ему пальцем у виска. «Ну и дурак ты, Соколов», – подумал он с Нателлиной интонацией.
***
Пролетело полгода и дурацкая поездка в Петербург почти забылась. Хмурым московским утром Николай спешил на открытие книжного салона. Столичные пробки, и он привычно спустился в метро. Привычно вышел на Октябрьской и привычно поспешил дальше. На ходу краем глаза заметил плотную кучку людей у апсиды. Какая-то девушка увлеченно что-то рассказывала сосредоточенно внимающим ей людям. Парень подошел поближе. Сомнений не было – это была она. Николай вошел в круг слушателей, которые удивленно расступились под напором незнакомца, поймал взгляд девушки и спросил:
– Извините, вы не подскажете как выйти к парку Горького?