Ковчег Силома захвачен филистимлянами, но вскоре они отправляют его обратно в Израиль после того, как их поразила чума. Ковчег продолжает сеять хаос по пути, пока не находит свое последнее пристанище в Иерусалиме.
После победы над Израилем в битве филистимляне берут ковчег и с триумфом приносят его на свою территорию. ЯХВЕ, однако, сеет хаос среди филистимлян, и они отправляют ковчег обратно в Израиль, помещенный в повозку, запряженную волами.
Путешествие ковчега заканчивается в Вефсамисе на поле Иисуса Навина (не преемника Моисея, а другого человека с таким же именем), где ЯХВЕ таинственным образом поражает многих людей за то, что они смотрели на ковчег:
שמואל א ו: יט וַיַּךְ בְּאַנְשֵׁי בֵית שֶׁמֶשׁ כִּי רָאוּ בַּאֲרוֹן יְ-הוָה וַיַּךְ בָּעָם שִׁבְעִים אִישׁ חֲמִשִּׁים אֶלֶף אִישׁ וַיִּתְאַבְּלוּ הָעָם כִּי הִכָּה יְהוָה בָּעָם מַכָּה גְדוֹלָה.
1Цар 6:19 [ЯХВЕ] поразил жителей Вефсамиса за то, что они заглянули в ковчег ЯХВЕ; Он поразил семьдесят человек из народа и пятьдесят тысяч человек. Народ оплакивал, ибо Он нанес великое опустошение.
Затем ковчег забирают жители Кирьят-Иарима и помещают его в доме Авинадава, который поручает управлять им своему сыну Элазару. Эта история о странствиях ковчега охватывает 1 Царств 4: 1б–7: 2.
Перескакивая на 30 глав вперед до 2 Царств 6: 2–23, царь Давид решает перенести ковчег из дома Авинадава в свою новую столицу Иерусалим. По дороге человек по имени Узза касается ковчега и умирает. Боясь того, что может случиться, если он продолжит путешествие, Давид оставляет ковчег в доме гиттянина по имени Овед-Эдом.
Когда Давиду говорят, что этот человек преуспевает благодаря ковчегу, Давид снова пытается принести ковчег в свой город. На этот раз он сопровождает процессию танцами и жертвоприношениями, и это удается. Когда его жена, Мелхола, дочь Саула, видит танцующего Давида, она говорит с ним презрительно, но Давид говорит, что стоит унизиться, чтобы почтить ковчег ЯХВЕ. История заканчивается тем, что Мелхола проклята бездетностью на всю оставшуюся жизнь.
Использование Ковчега в битве
Первая история о том, как ковчег вступает в битву, чтобы помочь израильской армии против ее врага, отражает традицию, обнаруженную в несвященнических библейских источниках (является частью еврейской литургии перед чтением Торы):
במדבר י: לה וַיְהִי בִּנְְֹעַ הָאָרֹן וַיֹּאמֶר מֹשֶׁה קוּמֶה מֹשֶׁה קוּמָה יְ-הוָה וְיָפֻצוּ אֹיְבֶיךָ וְיָנֻֻוּ מְשַׂנְאֶיךָ מִפָּנֶיךָ.
Чис 10:35 Когда ковчег должен был отправиться в путь, Моисей говорил: «Вперед, ЯХВЕ! Да рассеются враги Твои, и да побегут враги Твои от Тебя!»
Это объясняет, почему в нашей истории, когда израильтяне решают ввести Ковчег в бой, филистимляне реагируют в страхе:
שמואל א ד: וַיִּשְׁמְעוּ פְלִשְׁתִּים אֶת קוֹל הַתְּרוּעָה וַיֹּאמְרוּ מֶה קוֹל הַתְּרוּעָה הַגְּדוֹלָה הַזֹּאת בְּמַחֲנֵה הָעִבְרִים וַיֵּדְעוּ כִּי אֲרוֹן יְ- הוָה בָּא אֶל הַמַּחֲנֶה. ד: ז וַיִּרְאוּ הַפְּלִשְׁתִּים כִּי אָמְרוּ בָּא אֱלֹהִים אֶל הַמַּחֲנֶה וַיֹּאמְרוּ אוֹי לָנוּ כִּי לֹא הָיְתָה כָּזֹאת אֶתְמוֹל שִׁלְשֹׁם. ד:ח אוֹי לָנוּ מִי יַצִּילֵנוּ מִיַּד הָאֱלֹהִים הָאַדִּירִים הָאֵלֶּה..
1Цар 4:6 Филистимляне услышали шум крика и недоумевали: «Отчего такой громкий крик в стане Евреев?» И когда узнали, что ковчег ЯХВЕ прибыл в стан, 4:7 Филистимляне испугались; ибо они сказали: «Боги пришли в стан». И кричали: «Горе нам! Ничего подобного никогда не случалось раньше. 4:8 Горе нам! Кто спасет нас от власти этого могучего бога?..»
И все же ковчег Самуила оказывается больше, чем просто оружием в арсенале Израиля: он гораздо опаснее и непредсказуемее.
Ковчег уничтожает без разбора
Ковчег в этом рассказе по своей сути опасен и нестабилен. Он причиняет смерть и разрушение всем или чему-либо поблизости, кто проявляет к нему неуважение, вольно или невольно.
- Филистимляне боятся ковчега из-за того, как Бог поразил египтян в пустыне (1 Цар. 4:8).
- Статуя бога Дагона опрокинута из-за близости к ковчегу (1 Царств 5: 2–5).
- Жители всех трех филистимских городов, принявших ковчег, — Ашдода, Гефа и Аккарона — поражены чумой и геморроем (1 Цар. 5:6–12).
- Жители Бет-Шемеша были убиты за то, что смотрели на ковчег (1 Цар. 6:19).
- Когда кажется, что ковчег вот-вот упадет с повозки, Узза прикасается к нему, чтобы убедиться, что он не упадет, и погибает на месте (2 Царств 6: 6–8).
- Когда Мелхола насмехается над танцем Давида со своими слугами перед ковчегом, она поражена пожизненным бесплодием (2 Царств 6: 20–23).
Для ЯХВЕ не имеет большого значения, намерены ли люди, осквернившие ковчег, почтить его или оскорбить. Реакция людей в Бет-Шемеше после того, как ЯХВЕ поразил город, отражает этот ужас, вызванный ковчегом:
שמואל א ו: כ וַיֹּאמְרוּ אַנְשֵׁי בֵית שֶׁמֶשׁ מִי יוּכַל לַעֲמִד לִפְנֵי יְ-הוָה הָאֱלֹהִים הַַָּדוֹשׁ הַזֶּה וְאֶל מִי יַעֲלֶה מֵעָלֵינוּ.
1Цар 6:20 Тогда жители Вефсамиса сказали: «Кто может устоять перед ЯХВЕ, этим святым Богом? К кому он пойдет, чтобы мы могли избавиться от него?»
Их решение избавиться от ковчега похоже на решение филистимлян после эпидемии отправить ковчег обратно в Израиль, а также на решение Давида после смерти Уззы оставить ковчег в доме Овед-Эдома.
Короче говоря, согласно этой истории, которая появляется в двух отдельных частях книги Самуила, близость к ковчегу опасна и требует крайней осторожности. Этот рассказ уникален тем, что представляет ковчег таким образом.
Добавление филистимлянской войны в историю Самуила и Илия
История опасного ковчега вводится в середине повествования о юности Самуила. Книга Самуила начинается с усыновления Илием Самуила, который вырос в месте поклонения в Силоме, и рассказывает, как ЯХВЕ отвергает сыновей Илия из-за их грехов (гл. 1–3). Глава 3 заканчивается тем, что Самуил занимает свое место пророка и лидера.
Затем текст внезапно переходит к войне между Израилем и филистимлянами. Вместо упоминания Самуила или даже семьи Илия, ведущей войну, главными героями являются израильтяне в целом, а лидерами являются неназванные старейшины:
שמואל אג: יט וַיִּגְדַּל שְׁמוּאֵל וַי-הוָה הָיָה עִמּוֹ וְלֹא הִפִּיל מִכָּל דְּבָיל מִכָּל דְּבָיו אָרְצָה. ג: כ וַיֵּדַע כָּל יִשְׂרָאֵל מִדָּן וְעַד בְּאֵר שָׁבַע כִּי נֶאֱמָן שְׁמוּאֵל לְנָבִיא לַי-הוָה. ג: כא וַיֶֹֹּּף יְ-הוָה לְהֵרָאֹה בְשִׁלֹה כִּי נִגְלָה יְ-הוָה אֶל שְׁמוּאֵל בְּשִׁלוֹ בִּדְבַר יְ-הוָה. ד:א וַיְהִי דְבַר שְׁמוּאֵל לְכָל יִשְׂרָאֵל
1Цар 3:19 Самуил вырос, и ЯХВЕ был с ним: Он не оставил неисполненным ни одно из предсказаний Самуила. 3:20 Весь Израиль, от Дана до Вирсавии, знал, что Самуил достоин доверия как пророк ЯХВЕ. 3:21 И ЯХВЕ продолжал являться в Силоме: ЯХВЕ открылся Самуилу в Силоме словом ЯХВЕ. 4:1 И распространилось слово Самуила по всему Израилю.
וַיֵּצֵא יִשְׂרָאֵל יְִרַאת פְּלִשְׁתִּים לַמִּלְְָָמָה וַיֲַַּּנוּ עַל הָאֶבֶן הָעֵזֶר וּפְלִשְׁתִּים ָָנוּ בַאֲפֵֵּ בַאֲפֵֵ. ד: ב וַיַּעַרְכוּ פְלִשְׁתִּים לִקְרַאת יִשְׂרָאֵל וַתִּטֹּשׁ הַמִּלְחָמָה וַיִּנָּגֶף יִשְׂרָאֵל לִפְנֵי פְלִשְׁתִּים וַיַּכּוּ בַמַּעֲרָכָה בַּשָּׂדֶה כְּאַרְבַּעַת אֲלָפִים אִישׁ. ד:ג וַיָּבֹא הָעָם אֶל הַמַּחֲנֶה וַיֹּאמְרוּ זִקְנֵי יִשְׂרָאֵל לָמָּה נְגָפָנוּ יְ־הוָה הַיּוֹם לִפְנֵי פְלִשְׁתִּים נִקְחָה אֵלֵינוּ מִשִּׁלֹה אֶת אֲרוֹן בְּרִית יְ־הוָה וְיָבֹא בְקִרְבֵּנוּ וְיֹשִׁעֵנוּ מִכַּף אֹיְבֵינוּ. ד:ד וַיִּשְׁלַח הָעָם שִׁלֹה וַיִּשְׂאוּ מִשָּׁם אֵת אֲרוֹן בְּרִית יְ־הוָה צְבָאוֹת יֹשֵׁב הַכְּרֻבִים וְשָׁם שְׁנֵי בְנֵי עֵלִי עִם אֲרוֹן בְּרִית הָאֱלֹהִים חָפְנִי וּפִינְחָס.
Израиль выступил, чтобы вступить в бой с филистимлянами; они расположились станом у Евен-Езера, а филистимляне расположились станом у Афека. 4:2 Филистимляне выстроились в ряд против Израиля , и когда началось сражение, Израиль потерпел поражение от филистимлян, которые убили на поле боя около четырех тысяч человек. 4:3 Когда народ вернулся в стан, старейшины Израиля спросили: «Почему ЯХВЕ прогнал нас сегодня перед филистимлянами? Возьмем Ковчег Завета ЯХВЕ из Силома; так Он будет среди нас и избавит нас от рук наших врагов». 4:4 Итак , люди послали в Силом и принесли оттуда ковчег завета ЯХВЕ Саваофа, восседающего на херувимах. Два сына Илия, Офни и Финеес, были там с ковчегом завета Божия.
Удивительно, что Самуил, Илий и его сыновья не изображены в качестве лидеров; это говорит о том, что он написан не тем же автором, который написал главы 1–3. На самом деле Самуил совершенно не упоминается, в то время как Офни и Финеес появляются только в неуклюже сформулированных скобках, представляя их как дополнения к ковчегу, который люди уже принесли в боевой стан в предыдущем стихе. Эта фраза почти наверняка является поздним уточнением, чтобы добавить их в историю, в которой они изначально не фигурировали.
История продолжается без участия Офни и Финееса, и они появляются в битве в другом неуклюжем вводном толковании:
שמואל א ד: יא וַאֲרוֹן אֱלֹהִים נִלְקָח וּשְׁנֵי בְנֵי עֵלִי מֵתוּ חָפְנִי וּפִינְחָס.
1Цар 4:11 Ковчег Божий был захвачен; и умерли два сына Илии, Офни и Финеес.
После этого стиха текст переходит к длинному описанию того, как Илий, узнав о смерти своих сыновей и потере ковчега, падает на спину на своем стуле и ломает себе шею, тем самым исполняя проклятие ЯХВЕ из гл. 2–3 (ст. 12–22). После этого история начинается с ковчега:
שמואל א ה: א וּפְלִשְׁתִּים לְְָָוּ אֵת אֲרוֹן הָאֱלֹהִים וַיְבִאֻהוּ מֵאֶבֶן הָעֵזֶר אַשְׁדּוֹדָה.
1Цар 5:1 И взяли Филистимляне ковчег Божий и перенесли его из Эвенезера в Азот.
Стих здесь является резюмирующим повторением стиха 11а. Этот прием используется, чтобы отметить отступление от основной сюжетной линии, и текст хочет вернуться в нужное русло; это часто указывает на то, что промежуточный материал был добавлен более поздним автором. В данном случае все немного сложнее.
В древнейшей версии истории Самуила не было рассказа о битве с филистимлянами и потере ковчега. Более поздний редактор Самуэля взял этот когда-то независимый отчет о ковчеге и добавил к истории Самуила, используя его в качестве наказания за многочисленные проступки, совершенные сыновьями Илия. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть, как отчаянно израильтяне нуждались в компетентном и праведном лидере, а именно в Самуиле, вместо разваливающейся семьи Илия.
Встреча с Самуилом Судьей-Спасителем
В то время как независимый источник истории Ковчега в 1 Царств заканчивается в 7:1, где ковчег надежно хранится в доме Аминадава на холме, после короткого промежуточного полустиха (7:2а) старая история снова начинается с Самуила как Судьи-Спасителя в том же ключе, что и Книга Судей. Если убрать историю с ковчегом, появится исходный текст:
שמואל אג: יט וַיִּגְדַּל שְׁמוּאֵל וַי-הוָה הָיָה עִמּוֹ וְלֹא הִפִּיל מִכָּל דְּבָיל מִכָּל דְּבָיו אָרְצָה. ג: כ וַיֵּדַע כָּל יִשְׂרָאֵל מִדָּן וְעַד בְּאֵר שָׁבַע כִּי נֶאֱמָן שְׁמוּאֵל לְנָבִיא לַי-הוָה. ג: כא וַיֶֹֹּּף יְ-הוָה לְהֵרָאֹה בְשִׁלֹה כִּי נִגְלָה יְ-הוָה אֶל שְׁמוּאֵל בְּשִׁלוֹ בִּדְבַר יְ-הוָה. ד: א וַיְהִי דְבַיְהִי דְבַר שְׁמוּאֵל לְכָל ִמוּאֵל לְכָל יִשְׂרָאֵל // ז: ב וַיִּרְבּוּ הַיָּמִים וַיִּהְיוּ עֶשְׂרִים שָׁנָה וַיִּנָּהוּ כָּל בֵּית יִשְׂרָאֵל אֲַַרֵי יְ-הוָה. ז: גוַיֹּאמֶר שְׁמוּאֵל אֶל כָּל בֵּית יִשְׂרָאֵל לֵאמֹר אִם בְּכָל לְבַבְכֶם אַתֶּם שָׁבִים אֶל יְ-הוָה הָסִירוּ אֶת אֱלֹהֵי הַנֵּכָר מִתּוֹכְכֶם וְהָעַשְׁתָּרוֹת וְהָכִינוּ לְבַבְכֶם אֶל יְהוָה וְעִבְדֻהוּ לְבַדּוֹ וְיַצֵּל אֶתְכֶם מִיַּד פְּלִשְׁתִּים.
1Цар 3:19 Самуил вырос, и ЯХВЕ был с ним: Он не оставил неисполненным ни одно из предсказаний Самуила. 3:20 Весь Израиль, от Дана до Вирсавии, знал, что Самуил достоин доверия как пророк ЯХВЕ. 3:21 И ЯХВЕ продолжал являться в Силоме: ЯХВЕ открылся Самуилу в Силоме словом ЯХВЕ. 4:1а Слово Самуила было распространено по всему Израилю // 7:2б и так было много дней, всего двадцать лет; и весь дом Израилев стремился к ЯХВЕ. 7:3И сказал Самуил всему дому Израилеву: «Если вы хотите вернуться к ЯХВЕ всем своим сердцем, вы должны удалить чужих богов и Астарт из своей среды и направить свое сердце к ЯХВЕ и служить Ему одному. Тогда Он избавит тебя от рук филистимлян».
История продолжается тем, что Самуил созывает собрание в Мицпе, приносит жертву ЯХВЕ, после чего израильтяне сражаются с филистимлянами и терпят поражение. История закончилась так:
שמואל אז: יג וַיִּכָּנְעוּ הַפְְּּנְתִּים וְלִא יְָָים וְלֹא יְָָפוּ עוֹד יְְָָא בִּגְבוּל יִשְׂרָאֵל וַתְּהִי יַד יְ-הוָה בַּפְּלִשְׁתִּים כֹּל יְמֵי שְׁמוּאֵל. // ז:טו וַיִּשְׁפֹּט שְׁמוּאֵל אֶת יִשְׂרָאֵל כֹּל יְמֵי חַיָּיו.
1 Царств 7:13 Филистимляне смирились и больше не вторгались на территорию Израиля; и рука ЯХВЕ была направлена против филистимлян, пока был жив Самуил. // 7:15 Самуил был судьей Израиля, пока он жил.
Окончание здесь показывает, как Самуил изначально был связан со сборником историй о спасителях книги Судей. В этом сборнике рассказов появляются герои, которые спасают Израиль от народов, которые их угнетают. Это то, что и происходит здесь.
После покаяния Израиля Самуил гарантирует божественное заступничество, и они побеждают. Филистимляне покорены (כ.נ.ע), как и другие народы Ханаана на протяжении всей Книги Судей: моавитяне в 3:30; хананеи в 4:23; мадианитяне в 7:28; и аммонитяне в 11:33. Наконец, между израильтянами и другими народами наступает мир, какой бывает во время правления каждого из израильских судей.
Добавляя историю поражения Израиля от филистимлянам в качестве приквела к успешной битве Самуила, редактор представляет победу Самуила как исправление потери Израиля при сыновьях Илия и подчеркивает, кто является истинным духовным лидером Израиля.
История ковчега и Давида
Точно так же вторая половина повествования о ковчеге, в которой Давид приносит ковчег в Иерусалим, прерывает список сражений Давида с филистимлянами.
Этот список начинается с битвы при Баале-Перациме (2 Сам. 5:17–21), а затем с битвы при Бахаиме (2 Сам. 5:22–25). Затем Давид собирает большое войско (2 Царств 6:1), и в этот момент нам рассказывается история о возвращении ковчега и о несбывшейся надежде Давида построить для него храм (гл. 6–7), за которым следует победа Давида над филистимлянами (8:1).
שמואל ב ה ה ה ה: כה וַיַּעַשׂ דָּוִד כֵּן כַּאֲשֶׁר צִוָּהוּ יְ־הוָה וַיַּךְ אֶת פְּלִשְׁתִּים מִגֶּבַע עַד בֹּאֲךָ גָזֶר. ו:א וַיֹּסֶף עוֹד דָּוִד אֶת כָּל בָּחוּר בְּיִשְׂרָאֵל שְׁלֹשִׁים אָלֶף.
2Цар 5:25 Давид сделал так, как повелел ему ЯХВЕ; и поразил Филистимлян от Гевы до Газера. 6:1 Давид снова собрал всех избранных мужчин Израиля, тридцать тысяч.
ו: ב וַיָּקָם וַיֵּלֶךְ דָּוִד וְכָל הָעָם אֲשֶׁר אִתּוֹ [בַּעֲלָה הִיא קִרְיַת יְעָרִים אֲשֶׁר לִ] יהוּדָה לְהַעֲלוֹת מִשָּׁם אֵת אֲרוֹן הָאֱלֹהִים אֲשֶׁר נִקְרָא שֵׁם שֵׁם יְ-הוָה צְבָאוֹת יֹשֵׁב הַכְּרֻבִים עָלָיו ....
6:2 И пошел Давид и весь народ с ним, и пошел в Баалу, то есть Кирьят-Иарим в Иудее, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, нареченный именем Господа Саваофа, восседающего на престоле меж херувимов…
ח: א וַיְהִי אֲַַרֵי כֵן וַיַּךְ דָּוִד אֶת פְּלִשְׁתִּים וַיַּכְנִיעֵֵ וַיַּכְנִיעֵֵ וַיִִַַּּּּ דָּוִד אֶת מֶתֶג הָאַמָּה מִיַּד פְּלִשְׁתִּים.
8:1 После этого Давид напал на филистимлян и покорил их ; Давид взял Метег-амму из рук филистимлян.
Редактор помещает историю с ковчегом после 6:1, чтобы показать, что Давид собирает всех этих людей, чтобы получить ковчег, в отличие от первоначального намерения, которое состояло в том, чтобы сражаться с филистимлянами, как сказано в 8:1. Более того, размещение истории с ковчегом перед окончательным завоеванием Давидом филистимлян предлагает своего рода симметрию тому, что мы видели с Самуилом, который также побеждает филистимлян после истории с ковчегом.
Желание построить храм: редакционное творение
Прежде чем вернуться к основной сюжетной линии, здесь редактор добавил рассказ в главе 7, в которой Давид выражает желание построить ЯХВЕ и ковчегу Храм, но пророк Нафан предупредил его, что он не должен этого делать, но что его сын построит.
Принеся ковчег в Иерусалим, Давид делает его святым местом в рамках подготовки к посвящению Соломоном храма и превращает Давида в духовного лидера в дополнение к военному. В более раннем тексте Самуила здесь не упоминается ковчег или храм, а просто рассказывается история войн Давида с филистимлянами, затем он перешел к его войнам с Моавом и т. д.
Поздняя вставка старой традиции
В общем, эти два повествования (1 Цар. 4:1б–7:1 + 2 Цар. 6:2–23) изначально были одной историей, которую позаимствовал редактор Самуила и разделил на две части. Ковчег, который был в доме Аминадава в 1 Царств, все еще находится там во 2 Царств. Первоначально первая часть переходила прямо во вторую часть без перерыва следующим образом:
שמואל א ז: א וַיָּבֹאוּ אַנְשֵׁי קִרְיַת יְעָרִים וַיַּעֲלוּ אֶת אֲרוֹן יְ-הוָה וַיָּבִאוּ אֹתוֹ אֶל בֵּית אֲבִינָדָב בַּגִּבְעָה וְאֶת אֶלְעָזָר בְּנוֹ קִדְּשׁוּ לִשְׁמֹר אֶת אֲרוֹן יְ-הוָה. // שמואל ב ו: ב וַיָּקָם וַיֵּלֶךְ דָּוִד וְכָל הָעָם אֲשֶׁר אִתּוֹ [בַּעֲלָה הִיא קִרְיַת יְעָרִים אֲשֶׁר לִ] יהוּדָה לְהַעֲלוֹת מִשָּׁם אֵת אֲרוֹן הָאֱלֹהִים אֲשֶׁר נִקְרָא שֵׁם שֵׁם יְ-הוָה צְבָאוֹת יֹשֵׁב הַכְּרֻבִים עָלָיו . ו: ג וַיַּרְכִּבוּ אֶת אֲרוֹן הָאֱלֹהִים אֶל עֲגָלָה חֲדָשָׁה וַיִּשָּׂאֻהוּ מִבֵּית אֲבִינָדָב אֲשֶׁר בַּגִּבְעָה וְעֻזָּא וְאַחְיוֹ בְּנֵי אֲבִינָדָב נֹהֲגִים אֶת הָעֲגָלָה חֲדָשָׁה.
1Цар 7:1 И пришли жители Кирьят-Иарима, и взяли ковчег ЯХВЕ, и отнесли его в дом Аминадава на холме . Они посвятили его сына Елеазара, чтобы он управлял ковчегом ЯХВЕ. // 2Цар 6:2 И пошел Давид и весь народ с ним, и пошел в Баалу, то есть Кирьят-Иарим в Иудее, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, нареченный именем ЯХВЕ Саваофа, Который восседает на херувимах. 6:3 Ковчег Божий погрузили на новую колесницу и повезли от дома Аминадава, что был на горе; и сыновья Авинадава, Узза и Ахио, вели новую повозку.
Как уже говорилось, причина, по которой редактор решил разделить историю таким образом, заключалась в его желании использовать потерю ковчега и победу филистимлян в качестве наказания для сыновей Илия. Однако ему нужно было отложить окончание истории на более позднее время, поскольку в этой части явно фигурирует царь Давид, который еще не был царем или даже не родился. Редактор должен был дождаться той части Самуила, в которой Давид является царем и завоевал Иерусалим, чтобы соединить концовку рассказа о ковчеге.
Не оригинальный для Самуила, но древний
Рассказ об опасном ковчеге не был частью самого старого слоя Самуила, но это не обязательно означает, что сама история поздняя. Можно предположить, что традиция ковчега стара, но не была частью репертуара первоначальных писцов, написавших Самуила. В этой альтернативной традиции ковчег — палка о двух концах. Это опасное земное воплощение силы ЯХВЕ.
В этой истории ковчег может уничтожить врагов Израиля и сделать людей, которые ведут себя должным образом по отношению к нему, процветающими (такими как Овед-Едом и Давид), но это чрезвычайно опасно. Одно неверное движение может привести к тому, что ЯХВЕ высвободит свою ярость и убьет любое количество людей, даже израильтян, которые ведут себя даже с небольшой долей неуважения.