62,5K подписчиков

Что собой представляла ПВО крейсера Москва?

45K прочитали

Вот отличный рисунок неизвестного мне автора, я только выделил на нём элементы, являющиеся средствами либо собственно ПВО, либо РЭБ, которая в данном случае также имеет значение.

Вот отличный рисунок неизвестного мне автора, я только выделил на нём элементы, являющиеся средствами либо собственно ПВО, либо РЭБ, которая в данном случае также имеет значение.

Расположение электронного оборудования и ракетно-артиллерийского оружия ПВО на крейсерах проекта 1164 Атлант

Не буду примитивно переписывать из Вики ТТХ. Скажу о двух главных задачах крейсера. Корабли проекта 1164 «Атлант» (головной – «Слава», переименован в «Москва») строились для выполнения задачи уничтожения авианосных ударных групп – АУГ. Американцы в страхе назвали их «убийцы авианосцев». Для поражения непосредственно авианосца и кораблей его ордера они оснащались крылатыми ракетами П-500 Базальт с дальностью стрельбы 550 км, впоследствии замененными П-1000 Вулкан с дальность стрельбы 1000км. Борьба с АУГ предполагала, что будут попытки противника нанести по КУГ, в которой флагман «Атлант», мощный авиационный удар. Поэтому на кораблях проекта установили ЗРК большой дальности С-300. Точнее его морской вариант С-300Ф Форт с боекомплектом 64 ракеты. ЗРК способен поражать цели на дальности до 150 км и высоте до 27 км ракетами типа 48Н6. Одновременно он может обстреливать до 6 целей (до модернизации 3), наводя на каждую по две ракеты. Или наводить больше ракет на одну цель, если она особо важная (но не более 12 всего). Это мощный, вполне современный ЗРК с отличной помехозащищённостью.

Но скрестить слона и носорога, на мой сухопутный взгляд, - совместить в одном корабле великолепные ударные возможности с непробиваемой ПВО не удалось.

Сейчас я скажу кое-что, чего не упоминал ни один эксперт ни реальный, ни диванный. И что вызовет визг восторга у врагов и рыдания всепропальщиков. ЗРК С-300Ф Форт имеет зону затенения своей антенны надстройкой корабля. То есть его РЛС управления огнём 3Р41 не просматривает сектор пространства около 18.5 градусов, в пределах курсовых углов +- 9,3 градуса (курсовой угол – угол между диаметральной плоскостью корабля и направлением на объект). Это в нос. В остальных направлениях сектор чист.

Вот отличный рисунок неизвестного мне автора, я только выделил на нём элементы, являющиеся средствами либо собственно ПВО, либо РЭБ, которая в данном случае также имеет значение.-2

Для ЗРК Оса-МА правого борта сектор запрета не показан. Он симметричен сектору левого борта.

Ещё больше недоступный для стрельбы сектор имеют ЗРК Оса-МА.

Делаем паузу, ждём, когда эксперты войдут в раж – вот она причина! С-300 не видел приближающуюся ракету, она пришла из носового сектора!!! После чего заткнём их радостный визг. Ни один(!) ЗРК в мире - российский, американский, республики островов Кирибати не имеет возможности вести огонь вкруговую одновременно. Я подчёркиваю – одновременно! Вы скажете – а как же Иджис? Да, Иджис локатором AN/SPY-1 может наблюдать одновременно цели с любого направления. Но с наведением ЗУР и у неё проблемы. Для ракет SM-2 требуется подсветка целей, а на корабле всего 4 (на крейсерах) или 3 (на эсминцах) радара подсветки AN/SPG-62. Каждый может обслуживать на терминальном участке полёта только ракеты, наводимые на одну цель и имеет ещё бОльшие ограничения по сектору работы, чем Форт. На крейсерах класса Тикондерога две антенны подсвета работают в носовом и бортовых секторах и две в корму и на борта. У эсминцев класса Арли Бёрк соответственно одна и две.

У Форта этой проблемы нет, у него антенна, служащая для управления огнём, одновременно и подсвечивает до 6 целей и передаёт на борт ракет команды управления. В секторе более 340 градусов.

Таким образом все ЗРК – в т.ч. MIM-104 Patriot, С-300/400 и все остальные, имеющие одну ФАР (в Иджис 4), ведут огонь в секторе 90-120 градусов, и для того, чтобы отбиваться от целей, налетающих со всех направлений, вынуждены использовать доворот антенны в нужную сторону. Диванные аналитики любят утверждать, что это делает невозможным отражение атаки со всех сторон - звёздного налёта, как говорят ПВОшники. Но нет! В таком случае возможно обстреливать цели с использованием глубины зоны поражения – первую на дальней границе, вторую уже ближе, третью ещё ближе и так до самой ближней границы. При этом РЛС кругового обзора, входящие или придаваемые ЗРК, а также сопряжённые с вышестоящим командным пунктом дают информацию о всей воздушной обстановке и позволяют БИУС и командиру корабля определять степень угрозы, выбирать порядок обстрела цели.

Именно так и должен был действовать ЗРК С-300Ф на крейсере «Москва». Несмотря на то, что в направлении носа есть ограничения по сектору обзора Форта, командир крейсера получал информацию о воздушной обстановке – на корабле есть три радиолокатора кругового обзора воздушного пространства. С помощью БИУС "Лесоруб 1164" должны были выбираться первоочередные цели для обстрела.

РЛС обзора

Автор: AdmiralHood - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20392225
Автор: AdmiralHood - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20392225

РЛК MP-800 (в центре) на ракетном крейсере «Варяг», Владивосток, 2011. Из двух антенн, стоящих «спиной к спине», левая — 3D-радар дальнего обзора МР-600 «Восход», правая — 2D-радар дальнего обзора МР-500 «Кливер». Слева на грот-мачте видна антенна РЛС Фрегат. На неё не смотрим, на РКР Москва антенна более раннего варианта – не ФАР.

Радиолокационный комплекс МР-800 «Флаг» в составе двух РЛС: MP-600 «Восход» — трёхкоординатный радар дальнего обзора с механическим сканированием по азимуту и электронным сканированием по углу места, и MP-500 «Кливер» — двухкоординатный радар дальнего обзора с механическим сканированием по азимуту. Расположен он на грот-мачте, и в нос его слегка загораживает фок-мачта, но зато на ней стоит РЛС "Фрегат-М", а вот ей-то уже ничто не мешает, и она прекрасно обнаруживает цели во всем диапазоне высот.

Вот отличный рисунок неизвестного мне автора, я только выделил на нём элементы, являющиеся средствами либо собственно ПВО, либо РЭБ, которая в данном случае также имеет значение.-4

РЛС MP-600 «Восход» работает в дециметровом диапазоне на волнах длиной 25-30 см. Применение этого диапазона позволяет эффективно обнаруживать стелс самолёты и малоразмерные цели. Она обладает огромным потенциалом и в обычных режимах, но при необходимости работы по совсем уж малозаметной цели или в условиях сильных помех, может концентрировать всю мощность передатчика в луч шириной 2.5 градуса по вертикали, при этом эквивалентный коэффициент усиления также многократно возрастает. Основная антенна имеет огромные для кораблей размеры 8.5 на 7.5 м, есть дополнительная антенна подавления боковых лепестков.

Работа в квазинепрерывном режиме когерентным сигналом, быстрая перестройка частоты от импульса к импульсу, парные когерентные импульсы, внутриимпульсная частотная модуляция и др. меры и устройства подавления помех самых разных видов делают эту станцию очень высоко помехозащищённой. Она эффективно обнаруживает и выдаёт точные координаты малоразмерных целей типа ПКР даже в условиях активных помех и волнении моря. «Гроулеры» рыдают и нервно курят в сторонке. Вместе с ней работает двухкоординатная РЛС MP-500 «Кливер» с древними корнями, которая использует ещё более длинные волны 25-50 см, она не такая «навороченная», но тем не менее прекрасно обнаруживает низколетящие цели.

Коллаж автора
Коллаж автора

Ещё большей помехозащищённостью обладает РЛС Фрегат-МА. Диапазон 12-15 см. Она использует две противоположно направленные антенны, что позволяет быстро обновлять информацию. Расположенная на самой верхней точке корабля – практически под клотиком, станция имеет высоту фазового центра ок. 40 м над поверхностью моря, что даёт ей дальность обнаружения ПКР, летящей на высоте 10 м – около 38 км. Ниже ПКР не летают, хоть это сто раз будет написано в их ТТХ. Только в непосредственной близости от цели. Но и на 3-х м это было бы 33 км. При скорости ПКР 2М (700м/с) располагаемого времени (примерно 45-47 секунд) при хорошо подготовленном расчёте достаточно, на реагирование обоих ЗРК и ЗАК. И это при условии, что ракета пойдёт над водой уже с такого расстояния. Обычно ПКР сначала идут на малой или даже средней высоте и только близко к цели снижаются на предельно малую. По дозвуковому Нептуну (скорость 290 м/с) у ПВО крейсера будет в запасе около 115 секунд. Можно успеть чайку попить.

Но наиболее помехозащищён радиолокатор подсвета и наведения ЗРК Форт.

На сегодняшний день не было случаев, чтобы какой-то супостат смог его подавить помехами до полной неработоспособности. Это не только по потенциалу невозможно, но ещё и заложенные в нём физические принципы обработки квазинепрерывного сигнала делают его способным выделять цели на фоне сильнейших помех. Есть только один вид помех, который может представлять какую-то опасность для него – кросс-поляризационные. Вот только ставить их пока толком никто не умеет. Нужна хитрая и очень мощная аппаратура РЭБ, которая пока никем не разработана.

Таким образом, для воздушного противника крейсер проекта 1164 представляет собой точку, из которой исходят радиоизлучения целого ряда частот в широком диапазоне со сложными временнЫми характеристиками. То есть для подавления обзорных РЛС «Восход», «Кливер» и «Фрегат», РПН ЗРК Форт, 2-х ЗРК Оса-МА в составе станции обнаружения, станции сопровождения и двух станций визирования ракет в каждом, 3-х РЛС управления артиллерийским огнём МР-123 Багира для АК-630, не говоря уже о артиллерийских и навигационных РЛС, десятке запросчиков «свой-чужой» и о других РЭС (радиоэлектронных средств) корабля, противнику нужны мощные и «интеллектуальные» комплексы РЭБ. Это значит немалый вес, объём и мощная бортовая энергетика.

Теперь представьте, как смешно выглядят некие «эксперты», способные заявить такое

Источник: новости RTVI https://rtvi.com/news/moskvu-oslepil-bayraktar-kapitan-1-go-ranga-vydvinul-gipotezu-o-gibeli-flagmana-chernomorskogo-flota/
Источник: новости RTVI https://rtvi.com/news/moskvu-oslepil-bayraktar-kapitan-1-go-ranga-vydvinul-gipotezu-o-gibeli-flagmana-chernomorskogo-flota/

Не буду называть фамилию эксперта капитана первого ранга запаса Владимира Романовича Гундарова. Мне за него стыдно. Тут на одном самолёте или грузовике всю нужную аппаратуру не разместить. Даже 18 палубных EA-18G Growler, недавно прибывших в Европу, не смогли бы надёжно подавить все РЛС корабля. А ведь у него есть и собственная аппаратура РЭБ. И она может применяться против локатора комплекса РКЦ-360 Нептун и его ПКР.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Единственный на данный момент носитель серьёзной аппаратуры постановки помех – палубный самолёт РЭБ EA-18 Гроулер, специально созданный для радиоэлектронного подавления ПВО. В Европе собрались сейчас 18 таких самолётов.

Не хочу обидеть неспециалистов, но все разговоры о том, что могли быть применены тайно переброшенные THAAD, а также Аваксы и многочисленные БПЛА всех мастей, у тех, кто понимает в радиолокации вызывают гомерический хохот. Самый мощный радиолокатор, неважно чей, выполняет свою функцию - обнаружения каких-либо целей и никогда не используется как система РЭБ. Это всё равно, что забивать гвозди вольтметром. Разведывательные самолёты, стаями летающие над сопредельными с Украиной странами, тем более ничего подавить не могут, только собрать информацию о наших РЭС.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Вот маршруты полётов натовских, а в основном американских, разведывательных самолётов всего лишь за две недели марта. На значки «батальонных тактических групп» и авиабаз внимания не обращайте, это фантазия, да и маршруты указаны только «приличные». Нет ни одного пролёта над Украиной, ни одного вплотную к нашим терводам в Чёрном море, а их было немало. Схема опубликована канадским блогером Денисом, украинцем по происхождению.

Перечисленные станции способны выдавать через БИУС "Лесоруб 1164" точное целеуказание, обеспечивающее быстрое беспоисковое обнаружение целей и даже пуск по загоризонтной, приближающейся цели, зенитным ракетным комплексам и АК-630.

При обнаружении цели с носовых курсовых углов командиру нужно было бы просто повернуть корабль на +- 10-15 градусов. А за вычетом 20 градусов в нос С-300Ф спокойно выполнил бы свою работу. На сегодняшний день РЛС 3Р41 «Волна» прошла модернизацию и могла обеспечить применение ЗУР 48Н6. Эти ракеты способны поражать низколетящие цели на высоте 5 м и дальности до 38 км (150 км на средних и больших высотах). Спросите, как это возможно, ведь дальность собственного обнаружения РЛС управления огнём на предельно малых высотах - ПМВ, меньше этой цифры? Да, меньше. Но возможен пуск и без захвата цели головкой самонаведения, по целеуказанию. При этом «высокое» локатора включено, он ведёт поиск. После пуска производится радиокомандное наведение ЗУР. С обнаружением цели она берётся на сопровождение РЛС, и ГСН ракеты осуществляет её захват и выдаёт на землю (в данном случае корабль) относительные координаты, по ним на земле (корабле) вырабатываются команды наведения и передаются на ЗУР. Такой метод называется TV-2 или наведение через ракету.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Ракета 48Н6 на выставке МАКС.

Ракеты ЗРК С-300 всех модификаций стартуют способом «миномётного старта». Их двигатель должен включаться на высоте 25-50 м. В разрезанном транспортно-пусковом контейнере - ТПК, видно катапультирующее устройство - красные трубы, их два, выбрасывающие ракету с помощью газов от порохового аккумулятора давления - ПАД. Этот же газогенератор производит наддув контейнера, в результате чего пенопластовая крышка ТПК, заранее надрезанная канавками, лопается. Со стороны это выглядит так, как будто ракета носом пробивает крышку, эффектно разбрасывая её куски, но это не так.

Китайское фото. Взято на https://dambiev.livejournal.com/2251764.html
Китайское фото. Взято на https://dambiev.livejournal.com/2251764.html

Пуск ЗУР 48Н6Е зенитного ракетного комплекса морского базирования С-300Ф «Риф» из установки вертикального пуска эсминца "Шеньян" проекта 051C ВМС НОАК

На китайском эсминце уменьшенный боекомплект ракет, всего лишь 2 барабанных ПУ для ЗУР.

На крейсере Москва имеется 8 подпалубных барабанных пусковых установок Б-204. ЗУР в этой ПУ установлены в барабаны по 8 ракет в каждом. Таким образом всего на корабле 64 ЗУР 48Н6 и пополнение боекомплекта в море не предусмотрено.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Подпалубная установка барабанного типа Б-204 на 8 барабанов по 8 ракет. В центре под чехлом заряжающее устройство.

Для пуска барабан с ракетами поворачивается, и выбранная ракета становится под единственным для всех 8-и ракет пусковым люком. Каждый ТПК стыкуется со специальной обечайкой, обеспечивая дополнительную защиту ракетного погреба на случай нештатно низкого запуска двигателя ракеты. А такое может быть.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Слишком низкий запуск двигателя ЗУР. Факел бьёт в незакрытый люк ПУ. Тем не менее видно, что даже в случае ещё более позднего или вовсе не произошедшего запуска, ракета упасть обратно в стартовый люк не может, поскольку выброс не строго вертикальный.

Автор указан на фото. Использую на принципе добросовестного использования
Автор указан на фото. Использую на принципе добросовестного использования

Защитная обечайка. Она обеспечивает, что газы не прорвутся в погреб

Хорошо видно, что соседние места над ракетами закрыты заваренными крышками

Фото US Navy в свободном доступе
Фото US Navy в свободном доступе

Вертикальная пусковая установка зенитных ракет Б-204.

ЗРК Оса-МА.

Является устаревшим, но всё ещё боеспособным комплексом. Имеет телевизионный визир с ИК каналом, что в нормальную погоду позволяет обстрелять цель в любых, самых сильных помехах. Время реакции комплекса 26-30 с. Несмотря на то, что по ТТХ его нижняя граница зоны поражения обозначена – 25 м, у него хорошие шансы поразить низколетящую дозвуковую ПКР на высоте 5 м. В отличие от американских конструкторов и военных промышленников, завышающих возможности своих изделий в рекламных целях, наши конструкторы (собирательный образ) со времён Сталина и Берия проявляли крайнюю осторожность при подписании актов приёма на вооружение их творений. В итоге для любого оружия в ТТХ записаны параметры, за которые конструктор готов ответить головой – то есть чуть-чуть меньше реально возможных.

Часто хулители русского оружия говорят, что на стрельбах мишени идут высоковато, упрощая мол задачу. Бывает! Но это проблема мишеней!))) На самом-то деле подъём траектории делается не для облегчения жизни больших начальников, как с ненавистью говорят об этом на форумах всепропальщики, а для обеспечения безопасности. Как и заглубление для учебных торпед. Есть у нас печальный опыт гибели МРК Муссон от попадания в него ракеты-мишени РМ-15М, которая шла на «правильной» для ПКР высоте. Мишень была поражена двумя ракетами Осы, но не развалилась, а так вся в дырках и прилетела в надстройку. Погибли 39 моряков.

Этот ЗРК способен уничтожать цели от 25 м (в некоторых источниках 5 м) высоты на дальностях до 6 км (15 на средних высотах). Скорострельность одной ПУ – 2-3 выстрела в минуту, время перезаряжания 16 секунд. Ракета 9М33 имеет мощную БЧ весом 19 кг с радиусом срабатывания радиовзрывателя 15 м.

Во многих обзорах утверждается, что «эффективность комплекса 70%». По представлению таких обозревателей это значит, что 3 из 10 ракет он пропускает. Специалисты же не знают такого параметра – «эффективность», они используют термин «вероятность поражения цели». И если вероятность поражения одной ракетой 0.7, то двумя ракетами она будет уже 0,91. Я не раз приводил такую формулу, но не грех напомнить:

Вот отличный рисунок неизвестного мне автора, я только выделил на нём элементы, являющиеся средствами либо собственно ПВО, либо РЭБ, которая в данном случае также имеет значение.-15

Нужно понимать так же, что вероятность поражения цели одной ракетой указана для целей «со скоростью до 500 м/с». Перевожу на гражданский – не ДО, а ИМЕННО(!) 500 м/с. Потому, что конструктор это ГАРАНТИРУЕТ! А у тех ракет, которым приписывают победу над крейсером, скорости: Нептун – 290 м/с; Гарпун – 290 м/с; норвежская NSM – 320 м/с; Пингвин – 270 м/с. Это значит, что по ним вероятность поражения будет 0.9 - 0.95, или 0.99 для очереди из двух.

Но по такой цели как ПКР этим комплексом возможна только одна стрельба двумя ракетами. Перезарядиться он не успеет. Ракеты в барабане пусковой установки (до 20) хранятся носом вниз. При не штатном запуске их двигателя это либо вызвало бы срыв сегментов крышек, либо, как минимум деформировало бы их. На фото горящего крейсера такое не видно. При нештатном запуске двигателя в заряженном положении на балке ПУ ракета просто улетела бы.

Автор рисунка мне неизвестен. Использую на принципе добросовестного использования
Автор рисунка мне неизвестен. Использую на принципе добросовестного использования

Обе пусковые установки на фото вообще находятся в походном положении – убраны в барабан. И оба антенных поста Осы и антенный пост Форта тоже застопорены в походном. Это говорит о том, что крейсер боевых действий по воздушным целям в момент катастрофы не вёл.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Пуск ракеты 9М33 ЗРК Оса-МА

Зенитный артиллерийский комплекс АК-630

Статус фото - общественное достояние. Взято на https://commons.wikimedia.org/wiki/File:AK-630_30_mm_naval_CIWS_gun.JPEG
Статус фото - общественное достояние. Взято на https://commons.wikimedia.org/wiki/File:AK-630_30_mm_naval_CIWS_gun.JPEG

Самый спорный вид зенитного оружия. Нет, поражать такие цели, как ПКР они могут. 6 30мм стволов при скорострельности 4000-5000 выстрелов в минуту создают просто стальное облако на пути атакующей ракеты. Но делается это реально на дальностях 600-1000 м. При том, что по ТТХ досягаемость по дальности для АК-630 4000м. Точности этих пушек на максимальной дальности маловато. Радиус рассеивания снарядов на дальности 1500 м около 4.2 м. И речь не только о данной системе, а о всех подобных. Дело в заложенных в них технических и технологических принципах. Снаряды этих пушек не имеют радиовзрывателя. Только контактный ударный. Это значит, что ЗУР при промахе меньше радиуса поражения своей БЧ всё же накроет цель осколками, а пушечный снаряд должен попасть точно в цель. И уж там он сработает как осколочно-фугасный.

Поэтому ПКР, поражённые на таких малых дальностях, всё же долетали до целей. Целиком или обломками, с рикошетами от воды. В нашем флоте нет такого опыта, а в американском есть и немало.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Установки стоят попарно – в трёх батареях: одна на носу, две по бортам. Батарея левого борта. Слева виден антенный пост РЛС управления огнём МР-123 Багира. Для батареи правого борта установлена такая же.

Наведение установки осуществляется системой управления, основа которой РЛС МР-123 Багира. На каждую пару установок одна система управления огнём и РЛС.

Эта станция способна самостоятельно производить поиск цели, а система управления мгновенно открывать огонь в автоматическом режиме. Но может работать и по целеуказанию от других РЛС через БИУС “Лесоруб-1164”

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Носовая батарея. Справа выше РБУ-6000 её РЛС управления огнём МР-123 Багира.

Обладает хорошими зенитными возможностями и главный калибр – артиллерийская установка АУ-218, включающая две 130мм пушки АК-130. При своём большом для зенитных пушек калибре, она имеет скорострельность 90 выстрелов в минуту! Это эквивалентно скорострельности целой батареи 85мм зениток времён второй мировой.

У неё снаряд так снаряд! Специальные зенитные снаряды ЗС-44, ЗС-44Р с готовыми осколками весом 33.4 кг. Для сравнения снаряд АК-630 весит 0,39 кг – почти в сто раз меньше. Но главное то, что в таком калибре уже можно поместить радиовзрыватель! Это даёт им возможность поражать прочные ПКР при промахе до 8м, а самолёты, вертолёты – до 15м.

Управляет такой установкой система управления стрельбой «Лев-218» на базе рлс МР-184. Дальность обнаружения воздушных целей этой РЛС – 75 км, а с 40 она уже надёжно ведёт их в автоматическим сопровождении. Причем до 2-х целей одновременно.

Конечно Ау-218 используется не только для борьбы с воздушными целями. В её боекомплекте (340 унитарных патронов) есть и фугасные снаряды, которыми она может стрелять на дальность 23 км по кораблям или наземным целям.

И АК-630 и АУ-218 могут также вести огонь по плавающим минам и др. целям.

Но вообще размещение вооружения ПВО на корабле этого проекта нельзя признать удачным. В малых носовых курсовых углах может стрелять только одна батарея ЗАК АК-630. А в кормовом секторе по целям на ПМВ, то есть ПКР, не может стрелять вообще ни одна. ЗРК Оса-МА установлены в кормовой части корабля и могут вести огонь только на борт или в корму.

У Форта большой сектор закрытия вперёд.

Скажете – как же так проектировали? Приоритет отдан Вулканам.

Закрытые для стрельбы сектора неизбежны на кораблях. Со времён парусных кораблей, когда для стрельбы нужно было расположить судно бортом к противнику. Это вызывало соответствующую тактику боя – две колонны кораблей, идя параллельными курсами стреляли друг в друга. И позже, когда пошли паровые корабли, было то же самое.

Просто геометрически невозможно расставить орудия, РЛС и пусковые установки так, чтобы они не мешали друг другу. Магистральный путь решения этой проблемы – сотовые установки вертикального пуска и размещение на надстройке ОДНОЙ РЛС ПВО из 3-4х полотен с круговым обзором. Остальные РЛС имеют антенны меньшего размера, их можно установить выше.

Вывод.

1. Средства ПВО крейсера Москва обеспечивали высокую защищённость от всех средств воздушного нападения, в том числе крылатых ракет на предельно малых высотах.

2. Степень автоматизации боевого управления БИУС “Лесоруб-1164” в задачах ПВО не соответствует современным требованиям.

3. Барабанные установки вертикального пуска занимают слишком много места, их применение неоправданно.

Ну и мнение сухопутной крысы, если позволите.

Нужно строить специализированные корабли ПВО. Авиация и ракеты являются наибольшей опасностью для флота и поручать его противовоздушную оборону универсальным кораблям в 21-м веке уже нельзя.

#крейсер #москва #нептун #гарпун #ракета #экипаж #пво #c-300 #спецоперация #днр и лнр

Все статьи по общественному расследованию катастрофы крейсера "Москва"

1. "Что собой представляла ПВО крейсера "Москва"?"

2. "Нептун, Гарпун и прочие Пингвины"

3. Крейсер Москва. Версии

4. Крейсер Москва. Противоракетная версия

5. Крейсер "Москва". Окончательная версия

Статья "Лучшие материалы канала. Дайджест к юбилею"

Вот отличный рисунок неизвестного мне автора, я только выделил на нём элементы, являющиеся средствами либо собственно ПВО, либо РЭБ, которая в данном случае также имеет значение.-21