Полька по рождению любила проводить время при Петербургском дворе. Пускай вас это не удивляет, в имперские времена польские аристократки частенько выбирали своим домом Петербург, а не Варшаву.
У Марии было сложное происхождение. Она родилась в Варшаве в 1822 году в семье графа Нессельроде, который служил на благо российской империи в Царстве Польском. А мать Марии — Текла, красивая женщина, но не отличалась благопристойностью, имея вполне богатое прошлое. Оттого родители девочки со временем стали жить врозь. Да и саму Марию увезли в Петербург, где она была удочерена при живых родителях Еленой Сверчковой, дочерью графа Гурьева.
К 16 годам Мария расцвела в прелестную особу: она стала прекрасной дамой в каждом дюйме, с правильными чертами лица, красивыми губами, тонкой лебединой шеей, живыми голубыми глазами и ослепительно белым цветом лица.
Белокурая красавица была выдана замуж за неприглядного внешне торговца — Ивана Каллерги, наследника миллионного состояния. В качестве свадебного подарка девушка получила от мужа 600 тысяч рублей и дом на Невском проспекте 12. Вот так история среди нас, а мы её, порой, даже не замечаем.
Уже через 9 месяцев Мария родила от супруга дочь, хотя сбежала от суженного ещё на четвертом месяце беременности. Брак без любви был обречен на провал с самого начала. Мария поспешила к отцу, чтобы просить его дать разрешение на развод. Граф Нессельдоре попал в двоякую ситуацию. Отказываться от свадебного подарка дочери и приданного он не желал. Нессельдоре нашёл соломоново решение: супруги были разведены по православным канонам, а по католическим остались мужем и женой.
Сильнее всего в Марию был влюблен Анатолий Демидов. Он обезумел от любви к Марии. Ради неё он развелся со своей женой — Матильдой Бонапарт, женой Наполеона Бонапарта. Право, сама Матильда честь свою не блюла, но к фавориткам мужа относилась ревностно. За одну сцену во время с другой возлюбленной Анатолия, Матильда получила от мужа пощечину. На том их брак и распался, а после — официальный развод.
Роман Марии Каллерги и Анатолия Демидова продлился лишь пару месяцев, до той поры, пока девушка не поспешила к отцу в Варшаву. Демидов ждал возлюбленную в Петербурге. Она не приезжала. Его нежные письма сменились на тиранические, граничащие с безумием.
Мария была подобна женскому призраку, которая постоянно перемещалась по Европе: она жила в Петербурге, потом в Париже, после — в Баден-Бадене и Варшаве. Фактически, во всех городах, являющимися неофициальными столицами русской знати.
Мария задерживалась на модных курортах, любила блистать в свете и брать от жизни всё. Её всегда сопровождала толпа поклонников, восхвалявших её прелести и оплачивающих счета. Огромные счета.
Белокурая польская красавица очаровывала как генералов и аристократов, так и поэтов, людей искусства. Пьер Готье, Христиан Гейне и Норвид посвятили ей свои произведения. Не обошёл Марию вниманием и Александр Дюма сын. Художники сходили от её красоты с ума. Вот что писал Джозеф Сандерс:
"Подобная модель — счастливый случай для художника, это случилось со мной сейчас… Этот золотой оттенок волос, столь характерный для живописцев венецианской школы... И глаза... Зрачки — две пармские фиалки"
Все воздыхатели отзывались о Марии по-разному. Дюма считал её возвышенной особой, которая умела любить только платонически. Другие же приписывали ей ветреный характер матери.
Проведя четыре года в Варшаве после побега от мужа, Мария уехала в Италию с графом Адамом Потоцким. Дело приобрело скандальный привкус. Адам должен был вот-вот жениться, и его семья делала всё возможное, дабы унять компрометирующие слухи с этой своенравной полькой. Спустя ещё три года Мария написала письмо невесте графа Потоцкого, что самоотверженно возвращает ей жениха.
Не менее скандальные отношения были и с французским графом Луи Моле. Тот был старше Марии на 40 лет, и, — о, несчастье! —, скончался по дороге в Баден-Баден от сердечного приступа. Матильда Бонапарт ехидно посмеивалась.
В 1856 году Мария выдала замуж свою 17-летнюю дочь. Отныне она была свободна от материнских обязанностей. Она жила то в Санкт-Петербурге, то в Варшаве, основав свой литературный салон. В 40 лет нрав Марии стал чуть спокойнее. Любовные интриги и романы были уже не для неё. Она задумалась об уютном доме.
В 1863 году умер её муж. Вдова Мария Каллерги решилась на второй брак. Снова скандальный. Она вышла замуж за Сергея Муханова — героя обороны Севастополя. Он был младше супруги на 11 лет. Пожалуй, этот брак удался. Когда Мария тяжело заболела, то Сергей ухаживал за ней и неотрывно сидел у кровати. В возрасте 52 лет Мария скончалась в Варшаве от опухоли внизу живота.
"Её жизнь была непрерывным и непрекращающимся поиском идеала красоты и добра. Она оставила после себя легенду, когда ушла" — Франц Лист.
Ставьте класс и подписывайтесь на мой канал! Спасибо.