Найти тему
Юрист-наблюдатель

Почему страховая может отказать в выплате по ОСАГО и как оспорить решение Страховой? Разбор!

Оглавление

Всем доброго дня! В предыдущих статьях мы разобрали процедуру оформления ДТП и последующего обращения в страховую компанию за выплатой страхового возмещения. Однако бывают случаи, когда Страховщик может дать Вам отказ вместо выплаты денежных средств, либо направления на ремонт.

Такие ситуации строго регламентированы действующим законодательством и указаны в ФЗ-40 «Об ОСАГО». Начнем по порядку:

Основные причины для отказа:

ФЗ №40 «Об ОСАГО» указан перечень ситуаций, в которых страховая компания может дать Вам отказ. Вот некоторые из них:

1. Первая и основная – если у виновника дорожно-транспортного происшествия отсутствует полис ОСАГО, либо полис признан недействительным.

Следует обратить внимание на причину недействительности страхового полиса – если у виновника ДТП полис недействителен по причине отзыва лицензии у страховой компании, страховая компания второго участника ДТП, пострадавшего в этой аварии, обязана возместить ему ущерб. Яркий пример таких страховых это нашумевшие – Стерх, Хоска и Росэнерго. Альтернативный вариант – можно подать заявление о компенсационной выплате в Российский Союз Автостраховщиков.

2. Вторая причина – предоставление не полного пакета документов.

Собственник автомобиля (либо представитель по доверенности), пострадавшего в ДТП автомобиля, обязан собрать полный пакет документов, а именно:

-Паспорт гражданина РФ (если нет гражданства можно Вид на жительство, либо паспорт с переводом).

-Свидетельство о регистрации ТС (если машина не на учете, то паспорт транспортного средства (ПТС) и Договор купли-продажи).

-Банковские реквизиты получателя денежных средств.

-Копия водительского удостоверения лица, которое управляло транспортным средством на момент ДТП.

3. Третья причина – ошибки в оформлении Европротокола.

Основные ошибки при заполнении Европротокола:

-заполняются не все реквизиты в графе А и Б.

-Перечислены не все видимые повреждения (может существенно повлиять на сумму выплаты страхового возмещения).

-ошибки в схеме.

-описание обстоятельств ДТП не соответствует схеме.

-автомобили сфотографированы без привязки к объектам места происшествия,

на фото сняты не все повреждения, недостаточно ракурсов, не видны номера (в случае оформления через приложение)

-отсутствие подписи участников в нужных графах.

4. Четвертая причина - преднамеренная инсценировка ДТП.

Такой исход имеет место быть в том случае, когда у страховой компании имеются веские доказательства и экспертным заключением подтверждено, что транспортное средство не могло получить такие повреждения в результате заявленного ДТП.

5. Пятая причина – заявитель не является собственником Автомобиля.

Частый случай, когда за страховым возмещением обращается не собственник транспортного средства, а «Муж-Жена», либо иной водитель. Третье лицо может обратиться за возмещением только при наличии доверенности, либо при наличии договора купли-продажи ТС.

Все остальные причины можно считать необоснованными и обжаловать их в установленном законом порядке.

Как поступить, если Страховщик отказал:

Если Страховщик заявил необоснованный отказ, законом предусмотрена процедура обжалования отказного решения. Процедура обжалования следующая:

1. Первое действие – составление и подача в адрес страховой компании досудебной претензии.

В досудебной претензии, Вам нужно указать с чем Вы не согласны и обозначить страховой компании свои требования. В досудебной претензии обязательно должна присутствовать следующая информация:

-ФИО заявителя с адресом для получения корреспонденции.

-Реквизиты выплатного дела (номер убытка, либо номер страхового полиса).

-Дата и место ДТП с реквизитами транспортного средства.

-Реквизиты для перечисления денежных средств.

После передачи досудебной претензии, у страховой компании будет 10 дней на ответ. В случае если Страховщик находит Ваши требования обоснованными, будет произведена выплата страхового возмещения, если нет, будет дан повторный отказ.

2. Второе действие (если на первое был дан отказ) – обращение в службу Финансового уполномоченного.

Обращение к Финансовому уполномоченному, до обращения в суд – обязательно!

Если Вы решите обратиться сразу в суд, то Ваше дело оставят без рассмотрения и Вы потратите время и бумагу.

Подать обращение возможно через личный кабинет на сайте https://finombudsman.ru/ , либо направить обращение почтой с приложением копии документов.

Обязательные приложения - копия досудебной претензии с отметкой Страховщика (либо с квитанцией об отправке почтой), копия ответа Страховой (при наличии), копия страхового полиса, копия иных документов (по существу спора).

Срок рассмотрения заявления составляет 15 рабочих дней. В случае принятия решения о проведении независимой автотехнической экспертизы, рассмотрение дела может быть приостановлено, но не более чем на 10 рабочих дней. Обратите внимание, что речь идет именно о рабочих днях, а не о календарных.

По результату рассмотрения выносятся решения об:

-Удовлетворении требований.

-Отказе в удовлетворении требований.

-О прекращении рассмотрения обращения.

При наличии оснований для обжалования, у Вас будет срок на его обжалование – 30 дней после вступления в законную силу решения Финансового уполномоченного (решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с даты его вынесения). Обратите внимание, 30 дней – календарные, 10 дней – рабочие.

В случае пропуска срока на обжалование без уважительных причин, суд откажет Вам в рассмотрении дела.

3. Третье действие (в случае, если первые 2 не дали результата) - обращаемся в суд.

Подготовленное Исковое заявление, вместе с копиями всех необходимых документов подается в суд, находящийся по месту жительства истца (можно по месту Ответчика – страховой компании).

К Исковому заявлению необходимо приложить следующие документы - копии документов по выплатному делу, копию претензии, копию ответа Страховщика (при наличии), копию решения Финансового уполномоченного, иные документы по существу спора. Обязательно укажите третьим лицом Финансового уполномоченного (АНО «СОДФУ») и не забудьте направить пакеты документов по числу лиц участвующих в деле.

Заключение:

Как можно заметить из ряда статей, взаимодействие со страховой компанией имеет множество юридических нюансов.

С одной стороны, законодатель идет на встречу потребителю и пытается упростить схему действий при неправомерном поведении страховой компании, однако любой этап таит в себе ряд мелочей, без которых потребителю будет очень не просто добиться справедливости и получить полную сумму страхового возмещения как это подразумевает закон.

Основная трудность – определение этой самой обоснованности. В практике часто бывает, что страховщик и Финансовый уполномоченный Вам откажут, но суд удовлетворит Ваши законные требования, а может быть так, что Финансовый уполномоченный удовлетворит Ваши требования, но страховая обжалует это в суд и суд отменит его решение.

Рекомендую в любой ситуации обращаться к Автоюристу, ведь одна консультация может дать понять правы Вы или нет и как нужно действовать - это сэкономит Вам кучу времени и нервов.

Авто
5,66 млн интересуются