Найти тему
Тимлид Очевидность

Покажите менеджеру факты/деньги/профит

Меня периодически спрашивают: «А как вы берете в работу техдолг? Нам вот менеджер запрещает, говорит, это денег не приносит» или «А как вы пишете тесты? Нам менеджер запрещает, говорит, фичи пилить надо» и т. д.

В оптимистичном и реалистичном случае менеджера можно понять и с ним можно договориться. Большинство проблем такого плана решается разговором на языке, понятном собеседнику.

В пессимистичном случае встречаются непробиваемые люди, которые стоят на своём ПРОСТО ПОТОМУ ЧТО. В глубине души я думаю, что, имея выдающиеся навыки переговорщика, и с такими людьми можно договориться, но это отдельное сложное искусство. Так что для себя я примерно определил границы того, где можно бороться, прикладывать усилия, время, душевные силы, а когда проще и выгоднее сказать: «Ну тут мои полномочия всё, окончены» и двинуться дальше. Ибо бороться надо за что-то перспективное и стоящее, а не просто потому что ЭТО ЖЕ ВЫЗОВ.

Как не надо

Часто аргументация инженеров идет на сугубо техническом уровне. В ход идет непонятное менеджеру: бест практисес программирования, чистый код, ТЕХНИЧЕСКИЙ ДОЛГ (что и кому он должен – ЭТО ЖЕ ОЧЕВИДНО!!!), хайповые слова (привет k8s). По результатам этих разговоров менеджер думает, что вы или лапшу на уши вешаете, желая просто в резюме галочек проставить, либо просто хотите поиграть с новыми красивыми игрушками за счет бизнеса (кстати, иногда так и есть).

Как надо

Мой совет: поймите мотивацию вашего менеджера (в основном это деньги, или штуки, конвертируемые в деньги: скорость выпуска фичей, трудозатраты, количество работников и т. д.) и стройте разговор, который подсветит нужные ему, а не вам аргументы и факты.

Не нравится менеджеру ваше желание гасить технический долг? Объясните ему, что, не погасив его сейчас, следующие фичи вы будете делать дольше (деньги), проект будет работать менее стабильно (деньги), команда будет более демотивирована из года в год лопатить это неудобно поддерживаемое легаси и возможно частично разбежится (деньги). Такое объяснение работает лучше и понятнее.

Тут хотел бы сделать оговорку, что когда вы понимаете этот язык менеджмента, то можно дойти до ложных манипуляций, жонглируя фактами так, как у годно вам, чтобы надуть менеджера, который не очень-то технически компетентен. Я так делать вам не рекомендую, потому что ваша репутация (которая будет с вами не только в этой компании) важнее сиюминутных продавливаний своих хотелок. А если вы менеджер, запаситесь толковым тимлидом, которому вы доверяете, и который будет отсеивать таких недобросовестных врунишек.

Иногда бывают случаи, когда менеджер говорит: «Ой, да ладно, ты драматизируешь». В этом случае всё работает как с воспитанием маленьких детей. Если 100 раз повторять, что нельзя горячую кастрюльку трогать, то ребенок не перестанет хотеть её потрогать. А стоит дать ему один раз обжечься (я не специалист в воспитании, не повторяйте это дома), то ему насовсем расхочется это делать. Так и здесь: дайте человеку увидеть результаты его попустительства и потом вернитесь к этому разговору еще раз.

Итог

Рецепт решения очень большого количества проблем – откровенный и без страха разговор на языке, понятном собеседнику. Не стесняйтесь разговаривать.