Найти тему
Ирина Полуэктова

Ещё раз о добре и зле.

В наш научный век физикализма не модно говорить о добре и зле. Вообще, нравственные категории как-то подзабыты. Мы дружно занимались по мере сил улучшением, обустройством своей жизни и казалось, что так будет всегда. Все стали психологами и каждый может рассказать как перспективно и полезно для здоровья смотреть на жизнь позитивно и верить в лучшее.

И вот в один миг реальность перевернулась, как будто спал гипноз лицевой стороны бытия с его сиюминутными радостями, красотой, всякими мняшами и во весь рост встала и обнажилась оборотная его сторона с неотъемлемыми уродливыми трупами, гниением, жестокостью, ненавистью. Сейчас самое время вспомнить экзистенциалистов («экзистенция» - существовование) Сартра, Камю, нашего Георгия Иванова с его «Распадом атома», с их прямо противоположным взглядом на этот мир.

Экзистенциальное сознание – сознание физической конечности человека, роковых пределов его судьбы, пробуждение от механической спячки, отрегулированного автоматизма жизни, самодовольства положением и успехом и выход из социальности в метафизику. А это предполагает задавание неудобных вопросов: кто я на самом деле, что же во мне не так, почему я попал в эту ситуацию и можно ли этого избежать, в чем реальный смысл моей жизни, какие ценности для меня самые важные?

Стиснутый снаружи, в состоянии сильнейшего переживания смерти, обессмысливания бытия, человек выходит во внутрь, это путешествие по вертикали, в самого себя. И тут нужно мужество, увидеть все в истинном свете не просто, можно не переварить. Может оказаться, что ты на самом деле пустышка, набитая конфетными обёртками и интересует тебя в жизни только тряпки и блестяшки; или злобный, агрессивный медведь, жаждущий завоевания всех и вся; или трус, боящийся сказать правду и заискивающий перед любой маломальской властью; или вообще тебе пофиг, что творится вокруг - «хоть трава не расти». У каждого в жизни был, есть или будет свой шок, своя пограничная ситуация, дающая шанс радикального преображения, когда теряется ощущение, что ты хозяин своей жизни, когда ты вдруг понимаешь, что не можешь сказать что с тобой будет завтра. Георгий Иванов воспринимал войну как ускоренную, сгущенную в экстракт жизнь. «Война лишь уплотняет ужасы обычной жизни,» - говорил он.

О чем это он? А о том, что в жизни нашей по прежнему зло никуда не делось, как бы мы не закрывали на него глаза, не старались подавить его, изображая из себя белых и пушистых. Война (кстати, как и пандемия, про которую все успешно забыли) не только выбрасывает на поверхность, обнажает все звериные инстинкты, но и даёт возможность выбора – стоя у края экзистенциальной черты, ты понимаешь, что это дно, дальше уже некуда падать, что нет никаких чертей со сковородками за гранью жизни, что все самое страшное уже происходит с тобой и хуже уже не будет. Григорий Померанц не раз рассказывал в интервью и эти записи можно послушать (например, в «Школе злословия») о таком критическом моменте, когда он испытав ужас перед бездной, увидев ее лицом к лицу и выдержав этот взгляд, перестал бояться и это помогло ему пройти войну. Это был его поворот к другому бытию – бытию духа, которым он прошел до самой смерти, внеся неоценимый вклад в нашу с вами духовную жизнь.

Да, мы такие – злобные, обидчивые, эгоистичные, корыстные, трусливые, и признать это – серьезный шаг в своей жизни. Мы вынуждены существовать в условиях, чуждых нам, мы не можем их избежать, но в нашей власти сделать выбор как вести себя в этих условиях. Кроме фрейдистских влечений, объединяющих его с животными, у человека есть экзистенциалы человеческого бытия – духовность, свобода, ответственность. Я, и только я ответственен за свою жизнь, за все, что я делаю. «Надо придать человеку мужество жить духовно,» - говорил Виктор Франкл – один из основателей экзистенциальной терапии, или лучше ее назвать смысловой терапией. И родилась она именно во время его пребывания в концлагере. Тысячи и тысячи жизней спас он, постоянно беседуя с потерявшими волю к жизни людьми. Он объяснял им, что у человека до последнего вздоха остаётся свобода настроиться так или иначе, не опуститься, остаться человеком, по сути свобода выбора между добром и злом. Это его принцип – воспринимать людей не такими, какими они есть (этим сделаешь их хуже), а такими, какими они должны быть (стремящимися ввысь).

«Я люблю тебя не за то, что в тебе,

А за то, чего в тебе нет.»

(Илья Кормильцев)

Жить осмысленно – понимать что сейчас с тобой происходит и почему, что ты можешь изменить в своей жизни и как, а что принять, как неизбежность, которую нужно просто достойно прожить. В каждом жизненном повороте всегда содержится смысл, каждый момент человек принимает решение. Каким оно будет, зависит от внутреннего выбора между добром и злом. Этот навык рефлексии жизненно необходим, только так можно выползти из смрада лжи, насилия и бездействия. В каждом из нас всегда есть некий этический центр, «орган» смысла, который надчеловечен – совесть. Что бы не кричали и улюлюкали вокруг, только ты внутреннее волен выбирать соглашаться с этим или нет.

В человеческом обществе существуют полярные мнения, что считать добром, а что злом. А из-за смешения этих понятий и начинаются проблемы. Как распутать этот клубок?

Во-первых, нужно серьезно разобраться в основах своего мировоззрения. Добро не может принести зло. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» - это как раз о не различении способа достижения цели, о смешении понятий добра и зла. Если ты стремишься помочь неправильным способом, например, проявляешь насилие или делаешь за другого его работу, с твоей точки зрения это добро, но результаты такого «добра» будут плачевны.

Точно также и отрицательными способами не достигнешь положительных целей, даже если временно тебе будет казаться, что это так. Если ты убиваешь или одобряешь убийство, ты только запутываешься в своих кармических связях и жизнь разными способами будет объяснять тебе, что ты ошибаешься.

- Папа, Если мы убьем всех плохих людей, то останутся одни хорошие?

- Нет, сынок, останутся одни убийцы.

Сейчас довольно широко распространено мнение, что добро без зла не может существовать. Тем самым эти две категории уравновешиваются и приобретают равную силу. Это зло без добра не может существовать. Зло само по себе ни на что не способно, оно может только имитировать, подстраиваться под добро. Это распространенное заблуждение основано на том, что почти все в мире имеет противоположности, дополняющие и уравновешивающие друг друга. Трудно обвинить кого-либо в намеренном оправдании зла, но нужно понимать, что считая зло необходимым, мы оставляем ему лазейку и тогда, как бы ни пытались избавиться от него, оно окончательно не отстанет. Выбирая добро, ты получаешь самую надежную защиту. Пусть медленно, но верно реальность начинает меняться. И не верьте тому, кто, оправдывая зло, говорит, что другого выхода не было. Положительный выход есть всегда и не один!