Найти тему

Фатьяновская культура (краткий обзор)

Неизвестно какие причины заставили часть представителей культуры шнуровой керамики продвинуться в лесную зону Восточной Европы. Наиболее ранние памятники встречаются на Западной Двине, Ловати, в верховьях Днепра и Волги, по Москве-реке, в верховьях Оки, самые поздние – в Ярославско-Костромском Поволжье, на Средней Волге (если считать балановцев) и Вятко-Ветлужском междуречье.

Это были передовые в хозяйственном отношении племена. Очень близкие в археологическом отношении среднеднепровской, висло-неманской и прибалтийской культуре ладьевидных топоров.

Фатьяновцам были знакомы производящее хозяйство и в зачаточном состоянии медно-бронзовая металлургия. Как и большинство представителей, других ответвлений культуры шнуровой керамики, они разводили скот, в основном свиней, коров и лошадей. Ими уже было освоено земледелие, об этом говорят отпечатки зёрен на днищах сосудов. Ячмень и пшеница составляли основу их земледельческих работ. Придя на новые земли, они уже имели чёткое социальное расслоение. Об этом говорит набор утвари в погребениях. В более богатых, с высоким статусом кроме каменных топоров находят топоры-тесла, наконечники стрел, украшения из зубов диких зверей.

На новых землях фатьяновцы встретили представителей видимо отдалённо родственной Волосовской культуры. Экспансия проходила мирно, встречаются, правда, редкие находки, говорящие о сопротивлении, но они единичны. Как могильник фатьяновской культуры Никола-Перевоз на реке Дубне, где у погребённых фатьяновцев были обнаружены в позвоночнике застрявшие наконечники волосовских стрел. В основном фатьяновцы территорию заняли мирно, выдавливая волосовцев в начале экспансии, а позже вероятно активно с ними смешиваясь. Об этом возможно говорит отсутствие поселений фатьяновцев, но как раз обильное присутствие фатьяновского элемента в поселениях волосовцев, где в одном жилище встречается богатый набор волосовских и фатьяновских артефактов.

Версия о заражении волосовцев инфекцией от пришедшего с фатьяновцами скота кажется малоубедительной.

-2

Фатьяновское общество было военизированным. У них видимо существовал культ воина. Об этом говорит богатый и многочисленный воинский инвентарь в могильниках. Существовала видимо и военная градация. Медные вислообушные топоры собственной формы встречаются только в знатных могилах. К судьбе воина фатьяновцы готовили с детских лет. Редкий детский могильник обходится без присутствия игрушечных каменных и глиняных топориков. Правда такие находки характерны для поздней стадии существования фатьяновской культуры.

Фатьяновцы были не чужды религиозных воззрений. У них был сильно развит культ медведя, Согласно их мировоззрению медведь был прародитель людей и являлся тотемным животным всех фатьяновцев.

-3

По антропологическим признакам (без балановцев) фатьяновцам присуща длинноголовость, высокий рост и широколицый тип (есть сведения в ряде источников говорящих о узколицем и высоколицем типе) с сильным выступанием носа. Эти признаки характерны и близки всем представителям культур боевых топоров и шнуровой керамики. Они северные европеоиды (в ряде данных южные) и входили в ещё не разделившуюся германо-балто-славянскую общность.

Т.И. Алексеевой предполагая, что основная масса населения лесостепной и степной полосы Восточной Европы эпохи бронзы сформировалась на стыке южных и северных европеоидов и вобрала в себя черты тех и других. В населении северной части больше проявлялись черты северных европеоидов, в то время как в южной части - южных европеоидов.

Большинство исследователей выводит происхождение фатьяновцев из районов между Днепром и Висло-Одером, то есть древней территории обитания культур боевых топоров. И их уход с материнской территории видимо связан с началом процесса обособления по языковому признаку. Именно этот фактор и стал основополагающем для рассмотрения фатьяновской группировки без балановцев, которые уже были автором отнесены к прагерманцам в одной из статей.

Как считается фатьяновцы были самым восточным вариантом протобалтской группы тяготевшей к культуре шнуровой керамики из которой собственно и вышли затем балтские племена.

Общественная организация фатьяновского общества была видимо сложнее, чем просто родо-племенные отношения и скорее уже зашла в процесс становления «военной демократии». Культ воина явно говорит о наличии военного руководства, причём играющего основную роль. Возможно, что все локальные фатьяновские группировки на территории своего расселения представляли хорошо связанный между собой союз племён с довольно гибкой военной структурой, но это пока только предположение ощущающееся внутренне. Что важно ареал распространения фатьяновцев позволяет четко локализовать четыре условные группировки - Ивановская, Ярославская, Костромская, Московская области. Причём между группировками нет даже условных границ, настолько локально расположены друг от друга.

Фатьяновцы положили начало днепро-двинской и юхновской культурам железного века. В восточных районах (на Средней Волге, Вятке и Ветлуге, то есть в районах нахождения медистых песчаников) фатьяновские популяции перемешивались с местными племенами, образовав чирковско-сейминскую культуру. В Волго-Окском междуречье фатьяновцы прекращают своё существование с появлением здесь племён абашевской культуры, культуры «текстильной» керамики и поздняковской культуры (конец II тыс. до н. э.). В результате сложных процессов смешения населения пережитки фатьяновской культуры прослеживаются в Волго-Окском междуречье вплоть до исторических времён, особенно в культуре ярославской мери (Третьяковым в частности был открыт памятник на Волге в посёлке Каменники отнесённом им к 9 веку, но с преобладающими фатьяновскими чертами. Есть серьёзные основания полагать, что фатьяновский субстрат задал толчок к появлению и развитию Синташтинской культуры.

Кратко сухие цифры об идентификации культуры.

Фатьяновская культура — археологическая культура III тыс. до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров (шнуровой керамики). На основе анализа серии радиоуглеродных дат с фатьяновских памятников, охватывающих хронологический интервал от 2750 до 1900 лет до н. э.

Согласно генетическим исследованиям, представители фатьяновской культуры являлись носителями гаплогруппы R1a. Были ли фатьяновцы ираноязычны? Сомневаюсь, в силу их культурного наследования традиций культуры шнуровой керамики.