Найти тему
ЦЕГРА

Нужна ли россиянам новая архитектура?

В московском отеле Novotel на Киевской прошел форум «Лучшие продуктовые решения и тренды девелопмента» из серии FORCITIES. Эксперты обсудили самые насущные вопросы. Среди них: стоит ли придумывать что-то новое в архитектуре, если потребителя и так все устраивает?

В прохладных залах Novotel на Киевской спокойно. Тут дышится полной грудью. И, кажется, суета настоящих дней не может добраться до участников форума. Кто-то из присутствующих одет в элегантный костюм, кто-то – как и я – выбрал рваные джинсы. Это не имеет значения. Сама атмосфера мероприятия располагает к комфорту наперекор всему.

Фото: Виктория Орлова /cud.news
Фото: Виктория Орлова /cud.news

Красиво и доступно

Перед сессией спикеры в полголоса переговариваются. Кажется, тут все знают друг друга. Они будто семья – как бы приторно это не звучало. Мне странно, как неприкрыто спокойно может быть здесь, в мире девелоперов и архитекторов, когда вокруг творятся сумасшествие и кризис. С одной стороны, это вызывает у меня негодование, с другой, проблемы, которые поднимаются на этом форуме так же остры для определенного круга людей, как для кого-то – повышение цен на продукты или судьба российских солдат на Украине. В конце концов, как писал один поэт, «у каждого разное больно» и «у каждого разное страшно».

Залы Novotel радуют своей элегантной красотой. В хитросплетениях коридоров, оборудованных в стиле, смешавшем в себе лаконичность и эко-элементы, можно заблудиться. В такой умиротворяющей атмосфере спикеры собираются, чтобы обсудить, какие архитектурные стили будут использоваться в сложной российской реальности и как сделать дешево и сердито.

Где-то идет «специальная операция», цены растут на глазах, причем на все: продовольственные продукты, автозапчасти, стройматериалы. Иностранные компании показательно и повально уходят с российского рынка (кто-то из них, правда, обещает вернуться, слово Карлсон, который вылетел из окна Малыша, оставив того наедине со своими детскими проблемами). И в такой слегка патовой ситуации имеют ли смысл всякие архитектурные изыски, вроде экологичности, пятнадцатиминутных городов и других блажей? Или, может, будем строить минимально, зато основательно – раз и навсегда? Этому была посвящена сессия.

На самом деле спикеры говорили так, будто проблем в принципе не существует. Только красной линией проходила через выступления одна мысль: нужно делать красиво, но при этом максимально доступно. Опять же, «доступность» – понятие относительное, особенно учитывая, что эксперты – представители довольно дорогостоящих застройщиков. Лишь Вера Стефан воскликнула, будто возвращая других спикеров и гостей форума к реальности: «Странно, что мы сейчас думаем об архитектурных трендах!»

Конечно, до всей этой заварухи мы уверенно шли к экотрендам. Строители собиралась и чуть ли не на каждой сессии обсуждали ESG-повестку: как сделать жилое пространство более здоровым, экономичным и соответствующим современным потребностям. Архитекторы и девелоперы прям загорелись идеей о ESG-жилье. Наверное, дает о себе знать общая мировая погруженность в экологическую повестку, стремление всемирных организаций спасти Землю и простота воплощения, переплетенная со свободой творческих решений.

Но есть и другие актуальные вопросы. Например, что первично: форма или содержание? Как привить покупателю чувство стиля и нужно ли этим вообще заниматься? Кому вообще нужны эти архитектурные тренды?

Фото: Виктория Орлова /cud.news
Фото: Виктория Орлова /cud.news

Обязательные тренды новой реальности

Модератор сессии – Рубен Аракелян, партнер, руководитель бюро Wall. Сессию Рубен начинает с небольшого экскурса в историю философии. Посыл такой: если в средневековье философия и стили менялись в течение веков, то сейчас – это дело пяти минут. Современные тренды сменяют друг друга, словно ураган.

Николай Фанеев, главный архитектор проектов архитектурной студии IND architects, отметил, что 21 век в общем ознаменован появлением понимания, что такое все-таки этот город. Стиль как таковой уже отсутствует. Мы можем выбирать его, исходя из контекста. Эксперт считает, что сейчас наполнение намного важнее формы, потому что вторая может быть абсолютно любой. Но есть и тренды, которые практически обязательны для каждого застройщика нашего столетия. Это, например, стиль жизни: здоровый, полный счастья, свежего воздуха, приятных развлечений и комфортной работы.

Мы уже говорили о том, что раньше жилой комплекс выполнял лишь несколько самых элементарных функций: там люди объединялись с семьями, ели, спали. Школа была в одном месте, работа – в другом. Соседи? Хорошо, если вы ходили друг к другу в гости попить чаю и перемыть кости общим знакомым. Однако со временем реалии жизни потребовали от новостроек совершенно других функций. И у девелоперов волосы встали дыбом: строить теперь требуется не просто многоэтажки, а к ним – целые города! В стоимость передовых квартирных комплексов входят общие пространства, где можно с удовольствием работать, заниматься спортом. А еще: разбить свой огород, открыть производство, сформировать группу для занятий йогой. Не говоря уже о школах и садах: их должно быть видно практически из окон домов.

Качественно меняются и планировочные решения: и покупатель стал умнее, и застройщик менее ленив. Системы хранения, трансформируемая мебель – сохранят ваше драгоценное пространство, а уютные рабочие места подарят комфорт тем, кто во время пандемии приноровился к удаленному режиму работы. И, если вам лень дойти до магазина, к вашему распоряжению бесконтактная доставка! Это, кстати, еще один обязательный тренд современной реальности. И там, где бесконтактная доставка, там и фитнес-залы – чтобы не расслаблялись.

Фото: Виктория Орлова /cud.news
Фото: Виктория Орлова /cud.news

Дорого-богато и рядом с метро

Веру Стефан, коммерческого директора компании Asterus, немного обидела направленность сессии: странно, что в данной ситуации, которая требует от застройщиков быстрых и неожиданных решений, перепроектировки комплексов в русле новых реалий, мы думаем об архитектурных трендах. Однако проблема все-таки была озвучена: цель застройщиков – ввести новые финтифлюшки, оставив при этом мало-мальски приличные (доступные) цены.

Оказалось, что потребителям как раз почти что все равно на архитектурные прибамбасы. То есть, не то, чтобы все равно, но они занимают в списке потребителей бизнес-класса не первое место. Согласно статистике, предоставленной Стефан, первые пункты далеко не про архитектуру: мне, пожалуйста, квартиру рядом с метро, комфортную застройку (не «человейник») и только потом – красоту дома. Вообще, покупка жилья бизнес-класса – нерациональная идея, отметила Вера. Люди такие существа, которые не способны принимать разумные решения. Потребитель не готов воспринимать уровень эстетики. Для нас премиум-класс – это «дорого-богато». Мне, пожалуйста, все в золоте! Так зачем тогда перестраивать современную архитектуру, если итак все нормально? Можно же делать шик-блеск, используя более дешевые материалы. Похоже, все держится на вере творцов в наивысшую цель.

«Для потребителя важнее те элементы жилья, с которыми он взаимодействуют чаще всего», – подчеркивает Стефан. Сначала квартира, зелень и цветочки, а потом уже общественные пространства. А зелень, между прочим, снижает уровень стресса! Покупатели еще не готовы принимать всякие навороченные новшества. Им ближе двор, засаженный зеленью и цветочками (отбросим, пожалуй, клумбы из покрышек), чем «сухими» фонтанами и солнечными панелями.

А застройщики не теряют надежды и пытаются приучить своих покупателей к красоте. Например, торопятся избавиться от такой замечательной вещи, как подоконники и везде вставить панорамные окна. Клиенты возмущаются: на подоконнике можно было разбить оранжерею или устроить место для отдыха, укрыв его подушками. Вот и мне интересно! Может, я и отстаю от современных трендов, но я любила подоконники.

Следующий вопрос: как угодить всем и еще заработать?

Застройщик не может начать строить дешевый продукт и на этом зарабатывать, архитектор хочет реализоваться творчески в проекте. Все это требует огромных вложений, а потребитель в то же время хочет дешево и сердито. Что делать? Решения, по мнению Веры, есть. Одно из них – импортозамещение. Например, оказалось, что те же лифты, которые раньше повально заказывались в Германии, отлично производят Турция и Китай.

Другое решение – сокращение машино-мест. Да, порой, особенно когда стоишь в вечерней пробке, возникает ощущение, что у каждой московской семьи как минимум по две машины, но, оказывается, это не так. Многие жители столицы, по словам Веры, не владеют автомобилями и не планируют ими обзаводиться! Зачем? Если офис рядом и метро не далеко, то машина ни к чему! Тем более, мы говорим о жилье класса бизнес и выше. Такие ЖК в большинстве своем имеют удачное расположение.

И, конечно, следующее, очень важное решение: быть открытыми к новому. Например, убрать газон и заменить его луговыми травами. Вторые требуют уход лишь на первых порах. Первые – всю жизнь.

Экология и творческая реализация

Алексей Зародов, партнер бюро Syntaxis, начал свое выступление с вопроса, какие стили сейчас вообще в тренде. И пообещал, что все не так просто, как кажется. Вообще-то, нет общего представления о стилях. Например, то, что застройщик и архитектор называют минимализмом, для потребителя не всегда является таковым. Какими бы ни были стили выбираемых квартир – будь это минимализм, лофт, контемпорари или неоклассицизм, выбирается в основном одно и то же. Потому что не все покупатели приходят курс теории стилей в дизайне.

Так зачем тогда вообще изгаляться? Все, что я слышу, сводится к одному – потребитель ничего не понимает, ему нужно одно и то же. Однако застройщики и архитекторы предлагают все больше и больше новых решений. Я думаю, что от стагнации нас спасает потребность работников строительной сферы в творческой реализации. Хочется делать свою работу хорошо и с удовольствием.

Фото: Виктория Орлова /cud.news
Фото: Виктория Орлова /cud.news

Форма или содержание

Под конец сессии зрители подняли такой интересный вопрос: что первично, форма или содержание?

Мнение спикеров тут разделилось.

«Вы же всегда отличите бизнес-центр от жилого дома, – ответил Николай Фанеев, – поэтому форма неотделима от функции».

«Не всегда возможно играть с формой, – отметил Сергей Никешкин, управляющий партнер архитектурного бюро «Крупный план». – Но иногда можно это сделать. Поэтому каждый раз получается по-разному. Это творческий процесс».

А Рубен Аракелян был непреклонен: «Если архитектура адресована человечеству будущего, то форма первоначальна. Форма останется жить 200-300 лет, а функции меняются».

Автор: Виктория Орлова

© «Центр Градостроительного Развития» (CUD.NEWS)