Найти тему
Мосфильм. Золотая Коллекция

Несколько фактов о 5 самых знаменитых фильмах Станислава Ростоцкого. К 100-летию со дня рождения режиссера

Оглавление

21 апреля 1922 года родился выдающийся кинорежиссер, сценарист, педагог и фронтовик Станислав Ростоцкий.

Станислав Ростоцкий. Фото: mr-info.ru
Станислав Ростоцкий. Фото: mr-info.ru

В фильмографии любимого режиссера – 12 художественных картин. Практически каждую его работу можно назвать знаменитой, популярной, лучшей. Это золотой фонд советского кино. Среди них "Майские звезды", "Герой нашего времени", "И на камнях растут деревья", "Эскадрон гусар летучих", "Из жизни Федора Кузькина". Вот несколько историй о пяти фильмах, пожалуй, наиболее известных зрителям.

Дело было в Пенькове (1957)

Кадр из кинофильма "Дело было в Пенькове" 1957 г., режиссер Станислав Ростоцкий, сценаристы Станислав Ростоцкий, Сергей Антонов, композитор Кирилл Молчанов (скриншот)
Кадр из кинофильма "Дело было в Пенькове" 1957 г., режиссер Станислав Ростоцкий, сценаристы Станислав Ростоцкий, Сергей Антонов, композитор Кирилл Молчанов (скриншот)

"Дело было в Пенькове" – третий по счету фильм Станислава Ростоцкого и первая работа, которая принесла ему популярность. Зрители почувствовали правдивость истории. Этому в немалой степени способствовала организация съемочного процесса. Картина снималась в деревне Кленково, расположенной недалеко от города Клин (Московская область), там же в экспедиции жила группа. Ростоцкий запрещал актрисам наносить макияж даже вне съемок, а Вячеслав Тихонов ходил на покос вместе с местными колхозниками. Однако "правда жизни", получившаяся на экране, не понравилась худсовету. Фильм не сразу пошел в широкий прокат – первоначально было сделано всего 10 копий картины. Первый успех заставил руководство пересмотреть позиции. В 1958 году "Дело было в Пенькове" стал одним из лидеров проката, собрав у экранов 30,5 млн зрителей.

На семи ветрах (1962)

Кадр из кинофильма "На семи ветрах",1962 г., режиссер Станислав Ростоцкий, сценаристы Александр Галич, Станислав Ростоцкий, композитор Кирилл Молчанов (скриншот)
Кадр из кинофильма "На семи ветрах",1962 г., режиссер Станислав Ростоцкий, сценаристы Александр Галич, Станислав Ростоцкий, композитор Кирилл Молчанов (скриншот)

За основу сценария картины "На семи ветрах" Александр Галич и Станислав Ростоцкий взяли реальную историю общей знакомой, пережившей войну. В роли Светланы Ивашовой режиссер видел супругу – Нину Меньшикову. Однако Сергей Герасимов предложил взять свою ученицу Ларису Лужину. Отказать другу и авторитетному коллеге Ростоцкий не смог, хотя поначалу был недоволен работой студентки ВГИКа. А вот Клара Лучко в роли военного хирурга – личный выбор Ростоцкого. Однажды он встретил актрису в коридоре больницы. Она навещала знакомую и была в белом халате. Этот строгий образ вспомнился режиссеру, когда он подбирал актерский состав. Чтобы сыграть эту небольшую роль, Лучко неделю ходила в больницу как на работу, наблюдала, училась, даже присутствовала на операциях.

Доживем до понедельника (1968)

Кадр из кинофильма "Доживем до понедельника", 1968 г., режиссер Станислав Ростоцкий, сценарист Георгий Полонский, композитор Кирилл Молчанов (скриншот)
Кадр из кинофильма "Доживем до понедельника", 1968 г., режиссер Станислав Ростоцкий, сценарист Георгий Полонский, композитор Кирилл Молчанов (скриншот)

Идея снять фильм "Доживем до понедельника" принадлежала директору киностудии имени Горького Григорию Бритикову. Сценарий написал Георгий Полонский, тогда еще студент ВГИКа – это была его дипломная работа. Сценарий отправили в Госкино на одобрение, но ответа долго не было. Все понимали, что фильм вообще могут не разрешить – школьная история и отношения выглядели слишком неординарно для того времени. Тогда Бритиков принял решение начать съемки. Картину сняли всего за три с половиной месяца. Но приемка заставила поволноваться, ведь потребовали внести 28 правок. "Если бы я действительно их внес, то картины бы попросту не было... Я согласился на 3 поправки – остальное удалось отбить", – вспоминал режиссер. Одна из них коснулась сцены, где герои Печерниковой и Тихонова рассуждают, как можно написать сочинение про счастье. Учитель истории должен был сказать: "...Все напишут, что счастье в труде". Ростоцкий рассказывал, что на предварительных просмотрах на этом месте все смеялись, поскольку фраза напоминала недавнее выступление Брежнева. Режиссер признавался: "Я на самом деле считаю, что счастье в труде. Но тогда в картине это выглядело так, как будто мы издеваемся над генеральным секретарем. И тогда я это переозвучил, и Тихонов уже говорил: "Все напишут, как полагается!".

Кстати, в картине наконец-то сыграла супруга Ростоцкого, актриса Нина Меньшикова. Но это был единственный раз.

...А зори здесь тихие (1972)

Кадр из кинофильма "...А зори здесь тихие", 1972 г., режиссер Станислав Ростоцкий, сценаристы Станислав Ростоцкий, Борис Васильев, композитор Кирилл Молчанов (скриншот)
Кадр из кинофильма "...А зори здесь тихие", 1972 г., режиссер Станислав Ростоцкий, сценаристы Станислав Ростоцкий, Борис Васильев, композитор Кирилл Молчанов (скриншот)

За первый год картину посмотрели 66 млн зрителей, она заняла 10 место по сборам за всю историю советского кино, была признана Лучшим фильмом 1972 года по версии журнала "Советский экран". Однако могла вообще не выйти в прокат. Станислав Ростоцкий рассказывал, что председатель Госкино Романов тогда заявил: "Неужели вы думаете, что мы когда-нибудь выпустим этот фильм на экран?" Позже потребовал внести правки, а потом вдруг отправил фильм на Венецианский кинофестиваль.

Режиссер точно не знал, что было причиной такой резкой перемены, но фестиваль отнял у него немало здоровья, уже подорванного войной. Первый просмотр фильмов-участников конкурса был организован для журналистов. Картины шли одна за другой. До показа драмы "...А зори здесь тихие" прошла двухсерийная турецкая кинолента. Зрители устали, разговаривали и не вникали в происходящее на экране. Ростоцкому стало плохо. Следующий просмотр был назначен на одиннадцать вечера. "Я прекрасно понимал, что картина провалится: две с половиной тысячи людей, смокинговый фестиваль, картина идет на русском языке с итальянскими субтитрами, перевода нет. Я решил, что буду считать, сколько людей уйдет с картины. Но как-то не уходили. А потом вдруг в одном месте раздались аплодисменты", – рассказывал Станислав Иосифович. Фильм получил памятный приз фестиваля, а в 1974 году картину номинировали на "Оскар". Статуэтка досталась ленте "Скромное обаяние буржуазии", но это было не обидно.

Белый Бим Черное ухо (1976)

Кадр из кинофильма "Белый Бим Черное ухо", 1976 г., режиссер и сценарист Станислав Ростоцкий, композитор Андрей Петров (скриншот)
Кадр из кинофильма "Белый Бим Черное ухо", 1976 г., режиссер и сценарист Станислав Ростоцкий, композитор Андрей Петров (скриншот)

Идею фильма "Белый Бим Черное ухо" Станислав Ростоцкий вынашивал три года. Сначала не разрешали, потом пришлось ждать Вячеслава Тихонова, который снимался в сериале "Семнадцать мгновений весны". Но другого актера в роли хозяина Бима режиссер не представлял. Главного героя, шотландского сеттера, сыграли две собаки. Основная работа досталась сеттеру по кличке Степка. Денди снялся только в одной сцене, но очень острой – когда лапа Бима застревает в железнодорожной стрелке, и приближается поезд. Вячеслав Тихонов рассказывал, как он подружился со Степкой: "Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину". Эта трогательная и трагичная история Бима нашла отклик в сердцах зрителей и профессионалов. В СССР картина была признана Лучшим фильмом года и номинирована на "Оскар".

Друзья, читайте и другие статьи о замечательных советских режиссерах, вот ссылки:

Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромнаяркое найдется для каждого.

#интересные факты о кино #кино #станислав ростоцкий #факты о фильме #классика советского кино