Найти тему
Кольцо времени

Выбор (сон)

-Ну и что, что мне это дало? – киевский князь бегал по гриднице, заламывая руки, - одни смотрят волками, другие, как на больного. И все сторонятся.

– Не переживай князь, – тихий голос греческого священника мягко обвел сознание, – что тебе народ? – главное, дружина твоя за тебя. Теперь ты потихоньку давай крещеным послабления да поблажки. И через год они по-другому на тебя смотреть будут.

–Да, по-другому?- князь остановился напротив священника, – ладно, в Киеве здесь все на виду. А как в других краях? Там как? А ну, брожения начнутся? Мол, князь - другой веры, значит, чужой.

–И здесь хитростью надо, княже, хитростью. Ты не своих людишек посылай к данникам, а моих монахов. Они всё и устроят. Они знают, что делать, - священник мелко засмеялся, тряся тощей бородой.

–Ну, так посылай, чего ждёшь, раз знаешь, что делать, - всплеснул руками князь, – но, если по осени не будет дани, то церковь твоя не получит от меня ни полушки.

–Будет дань, князь, будет, может, и не от всех, но будет, - священник вцепился обоими руками в бороду и что-то забормотал. –Ты только меня слушай, и скоро станешь таким же богатым, как наш солнцеподобный император. Кстати, - выпрямился священник, - надо караван послать, пока вода стоит. Патриарх обещал выделить на нашу церковь еще утвари. Да и я просил священников новых прислать.

–А зачем тебе еще монахи? – прищурился князь.

–Так как же, княже, пошлём их по твоим городам и весям христианство и там вводить.

–Ну, ну, – усмехнулся князь, – посылай, посылай. - Он подошел к окну и стал смотреть во двор, о чём-то думая. – Вот я сам до сих пор не пойму, - не оборачиваясь, буркнул он, – и на хрена мне это христианство. Пока одни проблемы от него.

–Не всё сразу, княже, не всё сразу. Да и сейчас уже выгода пошла. Купцы твои беспошлинно торгуют в Царьграде? Торгуют, - священник потер руки. – И даже дальше по Понту плавают к греческим берегам. И тебе сюда товару больше возить стали. А товар-то какой, товар, - захихикал священник, - ни у кого такого нет. И сам ты теперь - полнокровный христианский правитель. Принят в большую семью христианских государств, стал, можно сказать, братом самому императору Цареградскому. А это, мил-друг, немалого стоит, немалого, - священник опять вцепился себе в бороду и что-то забормотал.

–Ладно, что сделано, то сделано, - буркнул князь и повернулся, - муторно мне что-то. Съезжу ка я на охоту, может, развеюсь.

–Съезди, княже, съезди, развейся, - закивал священник и, подняв висящий на груди крест, осенил князя, - благословляю.

–Ты в нужник меня, часом, тоже благословлять будешь?- усмехнулся князь от порога.

– Не богохульствуй, княже, - построжел лицом священник, - гордыню свою смири, однако. Бог, он всё видит.

–Ну, ну, пусть смотрит, - хмыкнул князь и вышел, громко хлопнув дверью. С притолоки посыпался мох.

–Строптивы эти русичи, ох и строптивы, – покачал головой священник, – но ничего, и не таких обламывали. Обломаем и этого. - Глянув в окно, священник поспешил к выходу.

–Чего это они там собрались средь бела дня? – бурчал он, проходя тёмными сенцами. - Работы нет, что ли? - Он толкнул входную дверь. Толпа бородатых русичей молча смотрели на вышедшего на крыльцо грека. Словно наткнувшись на их взгляд, тот остановился. – Сейчас растерзают, – мелькнула паническая мысль, - и Бог не поможет. – Но мужики стояли, не шевелясь, и грек успокоился. – Дааа, эти рабами не скоро станут, если вообще станут, - грек пытался рассмотреть в глядящих на него глазах хоть крупинку почтения, не говоря уж о раболепном унижении. – Зря я польстился на богатые посылы понтифика, - вздохнул с огорчением грек, - ох, зря. - Вдруг стоящий впереди кряжистый русич презрительно скривился и, плюнув себе под ноги, развернулся лицом к товарищам. – Пошли отсель, ребята, - махнул он рукой, – с этого прыща, что взять, он сам - слуга. - Глухо ворча, русичи покидали княжеский двор.

Когда последний скрылся за воротами, из-за угла терема выглянул молодой отрок: – ну что, ушли?- глянул он на грека.

–Уйти-то, ушли, - грек спустился с крыльца, - а чего приходили?

–Да хотели узнать, почто князь свою родовую веру на чужую променял? Чем чужой Христос лучше своих старых Богов? – отрок с любопытством уставился на грека. – Ты вот знаешь, грек?

–Я-то знаю, – прищурился грек, - а тебе надо просто в это поверить. Раз твой князь принял Христа, то и ты должен его принять, без раздумий.

–Без раздумий, говоришь? – отрок почесал затылок. – Как-то мы не привыкли без раздумий-то. На что тогда голова, если ей не думать?

- А за тебя князь думает, твоё дело исполнять волю князя и слушаться, как отца родного. Он тебе худого не замыслит.

–Может, оно и так, грек, - отрок пнул ногой камешек, - только, что-то последнее время князь много непонятного делает, когда спутался с вами, иноземцами. А от вас на Руси плохого больше видели, чем хорошего.

- Теперь всё по-другому будет, – усмехнулся грек. – Царьград взял под свою священную руку Киев. Воевать вы больше с нами не будете, лишь торговать. А торговать всегда выгоднее, чем воевать.

–Не знаю, не знаю, кому только от этого выгода, - усмехнулся отрок и, посмотрев на небо, юркнул за терем.

–Нам выгодно, русич, нам, – прищурился грек и тоже посмотрел на небо. Собирался дождь. Вдруг блеснул яркий свет и громыхнуло так, что монах аж подпрыгнул.

-2

-3