Найти тему

ЕСТЬ ЛИ «ГЕН АЛКОГОЛИЗМА»?

Отвечая на вопрос «есть ли ген алкоголизма?», учёные пришли к мнению, что он, точнее, ОНИ есть. Но это вовсе не значит, у кого-то такой мифический ген (гены) в наличии – и всё, будет человек законченным алкоголиком. А коли нет генов, то хоть каждый день залейся – ничего страшного не будет.

Рисунок из интернета: https://avatars.mds.yandex.net/
Рисунок из интернета: https://avatars.mds.yandex.net/

Так что же есть? Есть связанные с развитием алкоголизма гены, не все из которых известны. Проявление их в доминанте – АА или Аа – будет способствовать развитию заболевания (см. статью, в ней есть нужные и простые пояснения!).

Эти гены подразделяются на две группы:

Контролирующие переработку этилового спирта;

Связанные с человеческим поведением.

От вариантов данных генов и зависит подверженность человека к алкоголизму.

В настоящее время алкоголизм относится к частично наследственным заболеваниям. По мнению специалистов, среда проживания, то есть окружение человека и наследственность делят приверженность к алкоголизму примерно поровну.

Вообще история привыкания человека к алкоголю древняя, как мир. Вероятно, в ряду чемпионов по потреблению алкоголя наши предки оказались около 10 млн. лет назад. Произошло довольно резкое изменение климата: он стал сухим. Еды стало меньше и пришлось стать менее разборчивым к пище. В пищу стали употреблять подпорченные плоды. Плоды были вполне съедобными, но с повышенным содержанием спирта. Примерно в это время естественным отбором была поддержана мутация гена, которая привела к увеличению активности алкогольдегидрогеназы (AДГ); под этим мудрёным названием скрывается фермент, ответственный за переработку спирта, запомним его.

Переработка спиртного (этанола) кратко идет так. Главный путь - расщепление этанола ферментом AДГ с образованием альдегида – очень токсичного продукта. Именно он, альдегид, вызывает синдром похмелья. Ацетальдегид, в свою очередь, расщепляется до уксусной кислоты вторым ферментом – АЛДГ (название не расшифровываю), С его помощью уксус превращается в воду и углекислый газ.

Схема из интернета:  HTTPS://RIGOVANOV.RU/
Схема из интернета: HTTPS://RIGOVANOV.RU/

Так вот, фермент АДГ имеет несколько разновидностей (мутаций), целых семь. Одни формы более активны, другие – менее. Кому что досталось по наследству. Вот почему кому-то наутро голову от подушки не поднять, а кто-то – «как огурец», у него ферменты полностью расщепили этанол.

Носители более активных форм AДГ быстро превращают этанол в токсичный ацетальдегид, и приятный хмель у них очень скоро сменяется отрезвляющим дискомфортом нарастающей отравления. Но если есть второй «сильный» фермент АЛДГ, он быстро расщепит ядовитый альдегид и вроде бы всё хорошо. Если же гражданину совсем не повезло и вместе с «сильной» AДГ он является обладателем «слабого» второго фермента АЛДГ, то токсичное действие ацетальдегида будет продолжительным и оставит о себе самые неприятные воспоминания. Так что способность человека «много нести» или «пьянеть от пробки» во многом зависит от активности двух его ферментов, а уж какой кому вариант достался – это, господа, генетика, а никакая не сильная воля, этакая «алкогольная мужественность».

Поэтому мутации, повышающие активность AДГ и повышающие активность AЛДГ, снижают риск развития алкоголизма. Зато есть очень любопытная мутация второго фермента (напомню: он расщепляет опасный альдегид), она приводит всего-то к замене одной аминокислоты в белке-ферменте на другую, всего-то! От этой мутации фермент не работает. Итог: даже самые малые дозы алкоголя приводят к развитию тяжелого похмелья, альдегид-то копится! В мире нет случаев, когда обладатель такой мутации аа (один аллель от отца, второй - от матери) имел бы алкогольную зависимость.

Такие «защитные» разновидности генов AДГ распространены среди жителей Восточной Азии. Почему так – пока непонятно. А вот ещё одна мутация распространена только среди негров и в некоторых индейских племенах. Долгое время считалось, что быстрое спивание американских индейцев связано с «плохими» видами АДГ. Отсюда, дескать, их быстрое привыкание к «огненной воде». Однако сейчас понятно, что у индейцев до колонизации отсутствовала культура потребления крепких напитков, они просто «пить не умели».

Вот так, сограждане, наши гены определяют наши алкогольные способности. Уж кому что досталось. Но формирование алкогольной зависимости — процесс непростой. Здесь ещё и особенности поведения играют немалую роль. Но об этом – в следующей статье…