В литературе можно встретить упоминания, что у солдат XVIII века в бою довольно часто заканчивались боеприпасы. Впрочем, не нужно забывать, что этот факт широко использовался командирами для оправдания своих неудач и очищения репутации части в случае недостойного поведения в бою. Так, в сражении при Джермантауне 1777 г. войны за независимость США солдаты «поднимали пустые патронные ящики, чтобы показать, почему они бежали». Тем не менее, нехватка боеприпасов действительно преследовала многие крупные армии на поле боя.
В эпоху Фридриха II Великого прусская армия разработала новую стратегию «огневого наступления», побочным эффектом которой являлся быстрый расход боеприпасов. Об этом я уже писал посте «Огневое наступление по-прусски», кому интересно, можете ознакомиться. В битве при Мольвице в 1741 г. прусские солдаты быстро расстреляли носимые боекомплекты в 30 патронов и попытались собрать боеприпасы у раненых и убитых. Одним из итогов сражения стало то, что стандартный боекомплект пехотинца в прусской армии был увеличен с 30 до 60 патронов. Но, как показала практика, даже этого оказалось недостаточно.
Два независимых источника утверждают, что прусская пехота использовала все (или почти все) боеприпасы при нападении на холм Лобош в битве при Лобозице в 1756 году. Так, один из солдат сообщает, что в «жару и волнении я выстрелил почти все свои шестьдесят патронов». А личный секретарь герцога Августа Вильгельма Брауншвейг - Бевернского, господин Кистенмахер, наблюдавший за своим хозяином в битве, записал следующее:
«Наибольшие трудности пришлось преодолеть, чтобы выбить противника. Мы находились под огнем стрелкового оружия, который длился пять часов с невообразимой интенсивностью. Наши ребята расстреляли все патроны, а также патроны убитых и раненых товарищей. Теперь мы достигли критической точки, так как враг продолжал сильно стрелять по нашим людям, которые не дрогнули, но, в то же время, не имели возможности вести огонь сами.
При таком плачевном положении дел герцог Бевернский проскакал вверх, сквозь шквальный огонь, как бесстрашный герой, и увидел, как ребята его полка из-за открытой местности оказались в полном беспорядке. Скорее, им приходилось сражаться небольшими группами на склоне холма и они не могли ответить врагу тяжелыми залпами.
- Дети мои, — взывал герцог, — стреляйте ради Бога, стреляйте и наступайте! - О, дорогой отец, — отвечали парни, — что же нам делать? У нас больше нет пороха и нас расстреливают без ответа! - Что? — вскричал герцог, — разве у вас нет штыков? Идите и убейте этих собак!» В итоге, части герцога Брауншвейг – Бевернского, лобовой атакой, в штыки, взяли гору Лобош и решили исход сражения в пользу пруссаков.
Несмотря на очевидную «мелодраму» в рассказе, Кирстенмахер ясно указывает на чувство беспомощности, возникшее у солдат при израсходовании боеприпасов. Можно допустить, что солдаты выпустили 90 патронов, а не 60, как описывают источники, сняв ещё по 30 патронов с раненых и убитых. Кроме того, подвоз боеприпасов мог осуществляться централизовано. Так, в битве при Лейтене в 1757 г. обе стороны пополняли боезапас из тележек с боеприпасами, и возможно, некоторые прусские пехотинцы тогда же произвели более 180 выстрелов. Здесь, правда, не нужно забывать о расходе кремней и пороховом нагаре. Дульнозарядное ружьё нередко выходило из строя уже после двух десятков выстрелов. Пороховой нагар забивал затравочное отверстие, ствол и замок. А после пятидесяти-шестидесяти выстрелов ружьё подлежало чистке с полной разборкой на составные элементы. Так, что ограничение в 60 патронов было получено, скорее всего, эмпирическим путём.
В битве при Торгау в 1760 г. (кому интересно – читать здесь) многочисленные источники в австрийской армии сообщали, что основной причиной неудачи была нехватка пехотных и артиллерийских боеприпасов. Фельдмаршал Франц Мориц фон Ласси докладывал: «Наконец, все согласились, что больше не будет боеприпасов ни для артиллерии, ни для пехоты [к концу битвы]». А один из австрийских ветеранов вспоминал, что такое полезное нововведение, как наполнение барабанов боеприпасами и использование барабанщиков в качестве подносчиков патронов, потерпело полную неудачу:
"... отсутствие боеприпасов… всегда является признаком безответственности. Но мы испытали и это, особенно в битве при Бреслау. Барабанщики, назначенные в подносчики боеприпасов, не поставили достаточно патронов, так как им приходилось тащить их с очень большого расстояния, теряя много времени. Это поставило войска в критическое положение…»
Воюя в континентальной Европе, англичане часто делали ставку на огневую мощь. Пожалуй, самым известным и примечательным эпизодом «войн в кружевах» считается атака британской гвардии при Фонтенуа 1745 г. (об этом я тоже писал, читать тут). Тяжёлые залпы английской пехоты производили буквально опустошение в рядах неприятеля. За несколько минут французский полк «Гарде франсез» потерял около 400 человек убитыми и ранеными. Считается, что в ходе наступления английские солдаты произвели от 20 до 36 выстрелов на человека.
Во время Семилетней войны британская пехота несла на себе от 30 до 60 патронов. Но еще больше боеприпасов было заготовлено и перевозилось в специальных телегах, следующих за армией. Примечательно, что командование было прекрасно осведомлено о расходовании боеприпасов и стандартных проблемах, вытекающих из этой истории. Так, в июле 1759 года, незадолго до битвы при Квебеке, бригада генерала Джорджа Таунсенда получила чёткий приказ:
«Легкая пехота армии должна иметь штыки, так как нехватка боеприпасов может быть скомпенсирована этим оружием; и, поэтому ни один человек не должен покидать свой пост, под предлогом того, что все его патроны израсходованы, в большинстве атак ночью следует помнить, что штыки предпочтительнее стрельбы».
Интригует, что приказ прямо предписывает войскам оставаться на своих местах, даже когда кончаются боеприпасы. При всей существовавшей в то время муштре, идея того, что солдаты, быстро опустошив боекомплект, могут самостоятельно вернуться в тыл, была явно подкреплена практикой.
В американской войне за независимость также имели место примеры нехватки боеприпасов. Несмотря на культивирование в британской армии тактики агрессивного натиска, англичане часто оказывались втянутыми в тяжелые перестрелки. Известен приказ британского генерала Гая Карлтона 1777 г.: "... каждый солдат в армии всегда должен быть обеспечен 100 патронами, из которых 30 носятся в патронной суме, а остальные 70 должны быть заготовлены и храниться в роте».
Солдаты Континентальной армии также сообщали о большом расходовании боеприпасов. Зимой 1775-1776 годов американская армия за пределами Бостона едва ли могла «поставить четыре патрона на человека». В битве при Джермантауне 1777 г. Джордж Вашингтон направлял на передовую офицера для поручений: «Я боюсь, что генерал Салливан выбрасывает на ветер боеприпасы; идите вперед и скажите, чтобы он приберёг их…», а полковник Адам Хабли вспоминал жестокую схватку: «…почти каждое подразделение…израсходовало сорок патронов после перестрелки, которая длилась 4 часа, без малейшего антракта…»
Подводя некоторые итоги, можно сказать – даже поверхностное изучение источников указывает на то, что солдаты XVIII века зачастую полностью расстреливали боекомплект, независимо от того, хранился ли он в патронных сумах или в повозках для боеприпасов. Перестрелки, особенно на больших расстояниях, могли проводиться в течение длительного времени. Войскам часто не хватало боеприпасов и они показывали чудеса изобретательности, чтобы ввести в бой больше патронов и нашпиговать неприятеля свинцом. По мере того, как армии стали осознавать эту проблему, солдаты стали переносить все больше и больше патронов и пользоваться непосредственной поддержкой повозок с боеприпасами. Огневая мощь на полях сражений стала играть доминирующую роль.
Процесс ведения стрельбы из штатного оружия британского пехотинца - ружья Brown Bess.
Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
Друзья! В продолжение темы "Войны в кружевах", читайте:
ОГНЕВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ПО-ПРУССКИ
"ВОЙНА В КРУЖЕВАХ". АТАКА АНГЛИЙСКОЙ ГВАРДИИ ПРИ ФОНТЕНУА
ДЕННЕН 1712. МАРШАЛ ДЕ ВИЛЛАР ПРОТИВ ПРИНЦА ЕВГЕНИЯ САВОЙСКОГО
БИТВА ПРИ ТОРГАУ. А НУ РЕБЯТА, ЗАПАЛИТЕ МНЕ ВОН ТЕ ДЕРЕВНИ!
Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик, где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.