На 1-м канале начался показ сериала «Начальник разведки».
Выскажу своё мнение зрителя об увиденном в первых двух сериях и замечания человека, интересующегося отечественной историей.
Но начну с того, что это, пожалуй, первый за долгие постсоветские годы фильм-сериал, в создании которого принимал участие профессиональный консультант. И не абы какой, а генерал-полковник СВР.
И второе достаточно нетрадиционное: в титрах сериала указано, что всё в нём «основано на реальных событиях».
Вот о соответствии увиденного той исторической правде, которую мы в той или иной степени узнали из разных источников, авторами которых являются и сторонники советского строя, и его противники, мне и хотелось бы поговорить.
Что касается художественных достоинств сериала, то судя по первым сериям, он сделан достаточно добротно, профессионально. Во всяком случае, и сюжет захватывает зрительское внимание, и игра актёров, и работа оператора, костюмеров, декораторов выполнены на хорошем профессиональном уровне.
Надо отдать должное режиссёру Кириллу Белевичу, создавшему объёмный сериал с большим количеством героев. В увиденном в первых сериях я не углядел бросающихся в глаза «швов».
Разве что, мне показались переизбыточными по своему экранному времени сцены погонь агентов НКВД за скрывающимся от них и, по сути, от своей гибели крупном советским разведчиком, резидентом НКВД во Франции, Австрии, Италии, бывшем советником республиканского правительства по безопасности в Испании Александром Орловым. О котором в сериале пока только можно было узнать его фамилию.
Не знаю, появится ли Орлов в следующих сериях или все эти погони понадобились авторам лишь для оживляжа сюжета.
Но все эти и, возможно, другие вопросы относятся, в первую очередь, к сценаристам сериала Артёму Чащихину-Тоидзе и Игорю Тер-Карапетову.
Пока же мне непонятны два образа в сериале – речь идёт об Иосифе Сталине и Лаврентии Берии.
Что касается Сталина, то нас, зрителей, авторы пытаются убедить в том, что он при подборе кандидатов на различные высокие посты в государстве руководствовался не хоть какими-то знаниями о человеке и его предшествующей биографии, а полагался на волю случая.
Вот, и главного героя фильма Павла Фитина фактический глава государства выбирает из предоставленного ему листочка бумаги со списком кандидатов на пост начальника советской разведки, ничего не зная о нём, не взглянув даже на избранника и не поговорив с ним.
Хотя, памятуя, что по воле Сталина НКВД возглавляли ЯгОда, Ежов, а одним из близко приближенных долгие годы был Хрущёв, то такой посыл сценаристов выглядит допустимым. Но что-то не верится в подобное.
Точно так же не верится в то, что многоопытный, умный и грамотный Берия своё руководство НКВД начинает с разноса на ознакомительной встрече с сотрудниками службы разведки одного из них -
профессионального разведчика-нелегала Короткова.
Берия начинает своё гневное выступление с оценки «костюмчика, галстучка» подчинённого ему офицера, затем обвиняет его в предательстве, а дальше, распалившись, чуть ли не кричит, что «предатели, мрази, шпионы, наймиты и вражеские агенты будут выжжены калёным железом».
Слишком примитивным, шаблонным для кино последних десятилетий представлен будущий Маршал Советского Союза, руководитель ракетно-атомного проекта СССР, заместитель председателя правительства.
И история с Павлом Судоплатовым не укладывается в реалии тех лет – на дворе 1938 год.
Судоплатова отстраняют от должности и исключают из партии. Основанием для этого, судя по фильму, служит его поддержка инициативы нового сотрудника НКВД Фитина по созданию в службе разведки информационно-аналитического отдела. Всего-то.
Но, как нам показывают авторы, Берия не только заменяет Судоплатова на своего человека, но и первым на партсобрании голосует за его исключение из партии. Что это значило в те годы, думаю, объяснять не надо. Это – приговор.
Но Судоплатова оставляют в «органах», не репрессируют.
По меньшей мере, странно.
И заканчивается вторая серия тем, что глава НКВД затевает какую-то интригу против Фитина, своего подчинённого.
По мне, так это - мелковато для Берии.
И тут у тех, кто знаком с историей нашей страны, напрашиваются вопросы.
Как быть с тем, что именно Берия, придя в НКВД, инициировал пересмотр уголовных дел, состряпанных людьми Ежова, освобождение и реабилитацию незаконно осуждённых, и привлечение к строжайшей ответственности тех сотрудников НКВД, кто выбивал нужные им показания?
Как относиться к тому, что действительно исключённый первичкой из ВКП(б) (о причинах исключения не знаю) Павел Судоплатов был сохранён и в партии, и в НКВД только благодаря усилиям руководства наркомата, т.е. тому же Берии?
Или подобное толкование «реальных событий» - это дань укоренившемуся ныне прочтению истории нашей страны людьми во власти?
Но сериал, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы досмотреть до конца историю выдающегося «начальника разведки».
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.