Найти тему
Main Decision

Хорошо, что ад ужасен

Мирослав Вольф, прошедший ужас гражданских войн на Балканах, блестящий христианский мыслитель, пишет:

«Если бы Бог не гневался на несправедливость и обман и не положил окончательный конец насилию, этот Бог не был бы достоин нашего поклонения» 

(из книги «Презрение и объятия»)

Насилие порождает насилие. Многим знакомо чувство мести - оно срабатывает, как защитный механизм, на восстановление [нашего мнения о] справедливости. Мы не умеем платить за зло полностью справедливо - мы всегда возвратим зло с процентами, и в ответ получим еще сдачу на свои проценты.

А бывает наоборот: злодею отомстили, но чувство удовлетворения не наступает! Потому что злодей отнял много жизней, а поплатился лишь только своей одной, пусть и через самую мучительную смерть. Но достаточно ли этого?

Как одновременно разорвать порочный круг мстительности и удовлетворить чувство справедливости?

М. Вольф видит ответ только в Боге, Который в Библии назван не только Любовью, но праведным Судьей и Мстителем за зло. Либеральные богословы говорят: «Чтобы остановить насилие, нужно внушать идею Бога, Который всех любит и не мстит за зло». Но люди потому и хватаются за оружие сами, потому что не знают истины о Боге-Мстителе! Только когда люди поверят, что Бог не только Мститель, но единственный Справедливый Мститель, у них будут силы сложить оружие до Великого Суда.

Как ни странно, именно идея ада и Великого суда помогает:

1) не стать чересчур жестокими в условиях безумной несправедливости и, 

2) продолжая видеть зло безнаказанным, не переставать называть его злом.

Когда ты несправедливо страдаешь и всерьез воспринимаешь ад, то имеешь веские причины успокоиться. Ведь все зло однажды будет справедливо и соразмерно наказано. Ты уже не будешь жесток в отмщении, и при этом не будешь разочарован в своих моральных идеалах.

Чтобы сложить оружие, нужно осознать не только будущий праведный суд, но и неправедность человеческого насилия. Только Бог имеет достаточную экспертизу, чтобы точно оценить все зло, и достаточно ресурсов, чтобы исполнить соразмерное злу наказание. 

Кто достаточно смел, чтобы назвать свою месть угодной Богу, тот должен быть и достаточно праведен. Поэтому на праведную месть способен только Бог.

«Практика ненасилия требует веры в божественное возмездие. Этот тезис будет непопулярен у многих на Западе, но представьте себе, что вы говорите с людьми, как я, чьи города и деревни были сначала разграблены, затем сожжены и сравнены с землей, чьи дочери и сестры были изнасилованы, чьим отцам и братьям перерезали горло. Ваше мнение: мы не должны мстить? А почему нет? 

Я говорю так: единственное средство запретить насилие с нашей стороны - это настаивать на том, что насилие законно только тогда, когда оно исходит от Бога» (М. Вольф)

Наш Бог - моральный абсолют, только Он идеально сочетает жертвенную любовь к творению и ненависть ко злу. Вот почему, чтобы принять нас, грешников, в рай, Он принес в жертву Своего невинного Сына. Только так наше зло осталось названо злом и повлекло расплату, но при этом мы, злодеи, остаемся в живых. Христос умер за наши грехи, чтобы мы не только могли попасть в рай, а попасть туда справедливо! На имеет право каждый, кто поверит в Христа как Бога.

Такой Бог достоин поклонения - справедливый, но не жестокий; любящий, но не закрывающий глаза на грехи.