Добрый день, уважаемые подписчики и гости канала!
Сегодня я хочу поднять для обсуждения вопрос контроля проезда в наземном электрическом транспорте.
Случилось недавно мне прокатиться из областного района в город на последней электричке. На платформе касса не работала, никакой информации, кроме расписания движения пригородных электропоездов там не было.
Дождавшись поезда я сел безбилетным с мыслью, что оплачу проезд в поезде или на станции назначения.
Спустя пять минут в вагоне появились лица в одежде кондукторов, с кассовыми аппаратами, валидаторами, жетонами, которые стали проверять проездные документы и брать плату за проезд. Ряд лиц спешно побежал от контролеров, другие стали доставать деньги или готовить для проверки билеты.
Когда контролеры подошли ко мне и спросили билет, я им сообщил, что касса на перроне не работает поэтому я оплачу проезд картой, наличных нет.
Однако в ответ мне сказали, что оплата только наличными так как терминалов для оплаты картой они не носят и у них их вообще нет, поскольку якобы нет связи, а также предложили мне спросить у пассажиров наличные и выполнить последним перевод, при этом от перевода себе категорически отказались!..
На это я им пояснил, что по закону они обязаны иметь терминал для оплаты и что связь в вагоне отличная (с мобильного я мог смотреть видео), а также, что если у них его нет, то я оплачу проезд на станции назначения.
Контролеры пришли в бешенство, стали требовать оплату наличными или покинуть поезд, на что я их попросил обосновать их требования (в том числе требование о том, чтобы покинуть последний (по расписанию) электропоезд ночью в удаленной от города местности) и в случае, если я не прав, предложил им выписать мне штраф (составить о том акт).
Данных действие контроллеры совершать не стали и лишь достали непонятную брошюру в которой было написано о том, что безбилетное лицо обязано покинуть поезд или оплатить проезд наличными деньгами…
На что я возразил (поскольку это не закон) и попросил их пригласить в вагон сотрудников полиции в целях документирования всех обстоятельств.
После этого лица в костюмах контроллеров ушли.
Данная ситуация мне стала очень интересна и я решил в ней разобраться.
Оказалось, что:
1. Пригородным железнодорожным перевозчиком является коммерческая организация: АО «Центральная ППК». Следовательно лица, которые осуществляют контроль оплаты проезда и получение оплаты за проезд от пассажиров должны состоять в трудовых отношениях с данным АО, а также — иметь ДОВЕРЕННОСТЬ или ПРИКАЗ от имени директора с правом на осуществление данных действий. В отсутствии этих документов эти лица для пассажиров не более чем такой же пассажир, которому можно задать вопрос о наличии у него билета на проезд!)) Соответственно, таким лицам нельзя называть персональные данные, предоставлять свои документы, проходить с ними куда-либо, исполнять иные их требования, поскольку это незаконно - они не подтвердили свои полномочия!!!
2. Согласно ст. 16.1 закона «О защите прав потребителей», контролеры обязаны иметь с собой и предоставлять для оплаты картой платежные терминалы.
Продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), у которого выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий календарный год превышает двадцать миллионов рублей.
Согласно общедоступному бухгалтерскому балансу , выручка АО "Центральная ППК" за 2021 год составила 38 400 000 000 рублей (38,4 млрд) рублей! То есть явно выручка больше, чем сумма установленная законом.
Необходимо сказать, что карта зоны покрытия сети подвижной телефонной связи в моем случае включает в себя: на операторах МТС и Теле2 — всю область, на других операторах — частично отсутствует зона покрытия, что не окажет особого влияния для передачи сигнала в движущемся электропоезде, поскольку территория покрытия меняется и сигнал появляется. Про Москву и Московскую область говорить, как Вы понимаете, вообще нет смысла, поскольку сеть подвижной телефонной связи покрывает и город и область.
Таким образом: АО «Центральная ППК» обязано обеспечить пассажирам возможность оплаты проезда с использованием банковской карты (или иной платежной карты), т. е. — контролеры пригородных электропоездов обязаны предоставить платежные терминалы пассажирам для оплаты проезда по желанию последних.
За неисполнение данной обязанности (непредоставление терминала для оплаты проезда картой), организация-перевозчик подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.1 КоАП РФ, что повлечет для последней штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (от 15 000 руб. до 30 000 руб. для должностного лица):
Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Следует отметить, что не имея в нарушение закона терминалов для оплаты картами, контролеры используют онлайн-кассы и валидаторы для считывания проездных билетов. И тем и другим необходима подвижная телефонная связь (мобильный интернет, радиосвязь) для передачи информации, что особо строго в отношении онлайн-касс.
Получается, что онлайн-кассы у контроллеров работают на передачу и прием информации, валидаторы работают, а для платежных терминалов «нет связи»!.. ...или:
4. Кассы вовсе не онлайн-кассы и в нарушение закона информация вообще не передается?!? Есть ли у контролеров документы на эти устройства: сертификаты и свидетельства о поверке?!? А если нет, то происходит СБОР НЕУЧТЕННЫХ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, которые, соответственно, идут затем в теневую экономику!.. А вот тут уже усматриваются составы уголовных преступлений, а также — ответственность по ч.ч. 2-4 ст 14.5 КоАП РФ, которая повлечет ответственность для организации от 5 000 руб. до одного расчета, но не менее 30 000 руб., а при повторном совершении при совокупной сумме неучтенных расчетов от одного миллиона рублей — до приостановления деятельности на срок до 90 суток:
Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Собственно понятно, что и при исправных кассовых аппаратах основная цель, которая реализуется организацией-перевозчиком через контроллеров — это получение наличных денежных средств (с чем стало сложно в настоящих условиях рынка...). Также понятно то, что при получении только официальной прибыли в размере более чем 38 миллиардов рублей, штраф в размере 5 - 30 тысяч рублей никакой роли для организации не сыграет...
5. В случае безбилетного проезда по причине отсутствия возможности приобретения билета в месте посадки, пассажир имеет право приобрести его непосредственно в электропоезде или на станции места назначения!!!
Согласно п. 22 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (утверждены Приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473), при отсутствии билетной кассы, терминала самообслуживания на станции (остановочном пункте) гражданин может осуществить посадку в поезд пригородного сообщения без проездного документа (билета). Перевозчик оформляет его проезд и провоз ручной клади, превышающей установленную норму, непосредственно в поезде пригородного сообщения или на станции назначения без взимания дополнительной платы.
6. Если до потребителя не доведена информация о том, что он может оплатить проезд как в поезде, так и на станции назначения, то в соответствии с п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ на перевозчика может быть наложен штраф от 5 000 руб. до 10 000 руб. (от 500 руб. до 1 000 руб. - на должностное лицо):
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
7. Согласно п. 70 указанных Правил перевозки пассажиров, контролеры имеют право высадить безбилетного пассажира, который не оплачивает проезд, то есть если отказывается от его оплаты.
Пассажир может быть удален из поезда:
а) работниками органов внутренних дел - если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров;
б) медицинскими работниками - в случае болезни пассажира, препятствующей возможности его дальнейшей поездки или угрожающей здоровью других пассажиров, если нет возможности поместить его отдельно. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются необходимые лечебные учреждения;
в) работниками перевозчика, на которых в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов) - если пассажир проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом настоящими Правилами;
г) в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Однако никто не имеет права высадить пассажира в удаленной от города местности, а также в иных случаях, которые могут повлечь причинение вреда жизни или здоровью человека, тем более — несовершеннолетнего.
Согласно ст. 125 УК РФ, заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
8. И ещё одно нарушение со стороны Центральной ППК - незаконная съемка пассажира. Согласно Конституции РФ, частная жизнь человека неприкосновенна: никто не имеет права без вашего согласия в неё вмешиваться, производить фото- или видеофиксацию, использовать, хранить, распространять информацию о вас.
При этом следует отметить, что и камеры, как и онлайн-кассы, имеют доступ к интернету: в противном случае необходимо иметь хранилища для размещения видеозаписей…
Таким образом, если от Вас в пригородном электропоезде лица в форме кондукторов требуют оплату за проезд исключительно наличными деньгами, либо требуют предъявить документ, удостоверяющий личность, знайте изложенное выше и ведите себя следующим образом:
1) Если не было возможности приобрести билет на станции (платформе), то вы можете его приобрести как в вагоне, так и на станции назначения, и при этом использовать наличные, карту или иной платежный инструмент национальной платежной системы.
2) Контролеры не имеют права вас трогать, толкать, пихать, оскорблять, грубить вам, требовать взять у кого-то денег, снимать вас на видео и т. п.
3) Если контролеры стали грубить и требовать от вас осуществить определенные действия, то:
а) потребуйте от них прекратить осуществлять съёмку и предоставить вам полномочия на осуществление действий по проверке проездных документов и получению денег за проезд — это доверенность или приказ от работодателя. Если их нет, то разговор окончен, они для вас не более чем такие же пассажиры;
б) Предоставили полномочия, следом попросите их разъяснить вам ваши права как потребителя-пассажира: вы на это имеете право, также как и на приобретение билета на станции назначения в случае невозможности его покупки на станции отправления по независящим от вас причинам. Разъяснить они вам обязаны на основании закона, как того требует ФЗ «О защите прав потребителей».
в) Попросите у них документы на оборудование (сертификат и документ о поверке): они должны быть на каждый прибор (нас особо интересует касса). Если документов на приборы нет, то деятельность данных лиц может быть незаконной: сбор неучтенных денег!.. Нет документов — смело можете ехать до станции назначения, где и оплатите проезд.
г) Предоставили, можете производить оплату на ваш выбор: наличными или картой. При оплате картой соответственно вам должны предоставить терминал. Не предоставляют платежный терминал — можете опять же смело ехать до станции назначения и оплачивать проезд там.
д) Вас никто при этом не имеет права высаживать: вы не приобрели билет по вине организации-перевозчика (отсутствует или закрыта касса), а в поезде лица, которые представились контроллерами, не исполняют свои обязанности (нет терминала для оплаты картой, полномочий, документов на оборудование и т.д.). И, в любом случае, данные лица (как и другие) не имеют права создавать угрозу вашей жизни и/или здоровью (высадить вас с последнего поезда на платформе в поле или в лесу, на мороз вдали от населенного пункта и т.п.), тем более — несовершеннолетних.
е) Если лица, представившиеся контролерами, не исполняют своих обязанностей и начинают беспредельничать, то вызывайте сотрудников полиции, объясняйте им ситуацию и требуйте документирования изложенных вами обстоятельств с целью привлечения должностных лиц и организацию-нарушителя к ответственности.
На этом я заканчиваю статью по случаю из жизни.
Надеюсь, Вам будет полезна данная статья, и вы станете более грамотными: будете различать законные и незаконные требования, - а государство наведет порядок и изменит условия жизни общества к лучшему.
До скорых встреч!