Найти в Дзене
Александр Соловьëв

Рассмотрение нашего законопроекта о запрете калечащих операций на животных в комитете ГосДумы

20.04.2022 на заседании Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, я представлял свой законопроект, предлагающий изменения в 498-ФЗ Об ответственном обращении с животными, целью которого является запрет проведения калечащих операций на животных, без наличия ветеринарных показаний к их проведению и, зачастую проводимых под видом косметических. 

В частности, речь идет про онихэктомию и тендонэктомию – удаление когтевой фаланги или сухожилия, отвечающего за выпуск когтей у кошки. Ветеринарными показаниями к проведению могут являться: Поражение когтевой фаланги с рисками ампутации пальца, запущенные грибковые болезни когтей и вросший коготь. По мнению ведущих отечественных ученых и специалистов в области ветеринарии и охраны животного мира, представляющих крупнейшие научные ветеринарные центры (Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова Российской Академии наук, Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А.Тимирязева, Московская государственная Академия ветеринарной медицины и биотехнологии МВА имени К.И.Скрябина, Уральский государственный аграрный университет, Оренбургский государственный аграрный университет, Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского и другие), проведение онихэктомии и тендонэктомии без ветеринарных показаний, как с этической, так и врачебно-ветеринарной точек зрения недопустимо, поскольку из-за нарушения походки и малоподвижности, проведение данных операций вызывает повреждения опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, что в конечном итоге приводит к инвалидности животного.

-2

Зачастую, владельцы животных, решаются на проведение таких операций в косметических целях по причине введения в заблуждение ветеринарными клиниками относительно последствий. Например, некоторые московские клиники на своих сайтах указывают, что «У домашних кошек онихэктомия никак не влияет на качество жизни. Не вызывает артриты, не влияет на позвоночник, после периода заживления ран, кошки пользуются конечностями также, как и раньше», что никак не соответствует действительности, поскольку в процессе операции не просто наносятся раны, а ампутируются части когтевой фаланги, проще говоря пальцев. А некоторые клиники и вовсе призывают к проведению таких операций лозунгами, вроде таких «Защитите мягкую мебель своего дома от царапин!». В московских государственных клиниках без ветеринарных показаний данные операции не проводятся, однако в частных клиниках проводятся в косметических целях, по прихоти хозяев.

-3

Председатель подкомитета по вопросам ответственного обращения с животными, Владимир Владимирович Бурматов, выступил в роли содокладчика по данному законопроекту. В своем выступлении он говорил о том, что целый ряд ветеринарных клиник сегодня зарабатывает на том, что делает животных инвалидами, говорил также о других калечащих операциях, таких как удаление голосовых связок, например, говорил о том, что порядок в этой сфере наводить нужно и концепцию законопроекта стоит поддержать. Однако, есть ряд замечаний юридико-технического характера, самое крупное из которых – отсутствие корреспондирующих изменений в закон «О ветеринарии». В результате, было предложено концепцию поддержать, а текст законопроекта мне доработать с учетом замечаний, поступивших в Комитет ГосДумы. И это хороший механизм и реальный шанс дойти до рассмотрения на заседании Думы без повторного внесения. Это важно, и вот почему.

-4

Внести проект федерального закона может только Московская городская Дума. То есть депутат регионального парламента может вынести проект на рассмотрение Московской городской Думы и, если он будет принят, то будет направлен в ГосДуму, как инициатива МосГорДумы. В МосГорДуму проект я внес 11.08.2020. Рассмотрен и принят он был через полгода, 10.03.2021. В ГосДуму проект поступил 29.03.2021, ему был присвоен номер № 1137848-7, после чего он проходил все установленные процедуры и просто лежал без движения год и один месяц, до 20.04.2021. Поэтому доработать гораздо быстрее, чем заново пройти все эти процедуры.

-5

Все держится на людях, и законотворческая деятельность – не исключение. Инициатором разработки такого законопроекта является Никольская Зоя Зиновьевна. Первое ее обращение поступило ко мне 31.10.2019 и на тот момент ей уже была проделана огромная работа. Помимо 158 тысяч сторонников идеи запрета калечащих операций, количества собранных ею материалов, ответов от органов исполнительной власти всех субъектов РФ и ветеринарных сообществ по данной тематике хватило бы на несколько томов энциклопедии, а багаж собранных знаний позволял превзойти любого, кто отважился бы спорить на данную тему. Такие целеустремленные люди всегда вызывали у меня глубочайшее уважение. Мне оставалось только придумать механизм, совместить с полученными материалами и трансформировать это все в жизнеспособный юридический документ. Поскольку разрабатывать требовалось федеральный законопроект, а значит действующий на территорию всей Российской Федерации, важно было также собрать мнение всех регионов. Такую работу мы тоже провели, собрали мнения о проблематике законодательных собраний и органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, профессионального и научного сообщества и нескольких Сенаторов Совета Федерации, которым на наш взгляд эта проблематика была интересна. Получили 92 отзыва за, 9 против и 30 позиций с иным мнением. Поскольку анализировался не готовый текст законопроекта, а сама идея внесения таких изменений, позиции против были обусловлены в основном наличием опасений относительно возможных последствий внесения неоднозначных формулировок при разработке законопроекта.

-6

Когда мы собрали концептуальный документ, началась работа с юристом по приведению юридической техники в нормативное состояние. До внесения было достаточно большое количество версию документа, поскольку при приведении в соответствие юридической техники, зачастую терялись ключевые положения концепции, приходилось искать иные подходы. В итоге, документ, готовый к внесению, мы подготовили только летом 2020. Тем не менее, были замечания правового управления, я вносил изменения редактора до принятия в первом чтении и коллегами были внесены поправки во втором чтении.

-7

После внесения в ГосДуму, я провел много диалогов с представителями федеральных органов исполнительной власти, и по средствам переписки, и на различных площадках в очном и заочном форматах, пытаясь доказать необходимость предлагаемого регулирования и объяснить, почему целесообразно использование именно таких механизмов, подкрепляя позицию собираемой параллельно доказательной базой неработоспособности существующих механизмов.

-8

Таким образом, при внесении от регионального парламента федерального законопроекта, даже имея в основе железобетонную аргументацию, подкрепленную позициями научного сообщества, признаваемую всеми органами власти и поддерживаемую подавляющим большинством регионов РФ, процесс утверждения все-равно может занимать долгие годы. В данном случае, это того стоит и, безусловно, нужно довести дело до конца. Не имея такой однозначной аргументации, поддержки регионов и тонны доказательной базы, я бы не брался из регионального парламента править федеральное законодательство, гораздо эффективнее в таком случае было бы предложить федеральным коллегам концептуальные идеи. Как показывает моя практика направления предложений к некоторым федеральным законопроектам в рабочем порядке, аргументированные идеи тоже имеют шансы быть услышанными и реализованными.

#Животные #Онихэктомия #Тендонэктомия #Ветеринария #ГосДума #Запрет #СР