Часто мы говорим о связях как об инструменте для заработка. Я не раз писал, что нетворкинг – не только про деньги; но – чего греха таить – очевидно, что умение выстраивать качественные связи имеет прямое отношение к доходу.
И вот что я вижу: люди часто путаются в том, как извлекать прибыль из своих связей.
Сегодня я хочу рассказать про две стратегии, которые наблюдаю чаще всего у тех, кто умеет превращать связи в деньги.
СТРАТЕГИЯ 1: МОНЕТИЗАЦИЯ
Говоря, что кто-то умеет монетизировать свои связи, я имею в виду человека, способного превратить контакты в быструю выгоду для себя.
Примером монетизации связей могут быть:
🔹 получение скидки на товары или услуги благодаря вашим контактам;
🔹 трудоустройство вас самих или ваших родственников;
🔹 новые клиенты, пришедшие по рекомендации ваших знакомых;
🔹 возможность приобрести что-то «по блату» в тех случаях, когда спрос превышает предложение.
Мы все прекрасно знакомы с этими «плюшками» нетворкинга. Но это мелочи.
А вот люди, монетизирующие свои связи на более серьезном уровне, умеют выступать в роли социального брокера.
Брокер – это посредник. Как правило, посредник между покупателем и продавцом. Соединяя двух людей на предмет возможной сделки, брокер-«монетизатор» оговаривает свой интерес – обычно, это определенный процент от сделки. По такой модели сегодня развиваются многочисленные бизнес-сообщества, а их организаторы именно так монетизируют свои связи.
Я считаю этот подход вполне рабочим – особенно если человек, берущий за свои услуги деньги, приносит пользу. Однако, у него есть и оборотная сторона.
Если, соединяя людей, вы будете всегда оговаривать собственное вознаграждение, то количество запросов, с которыми к вам придут ценные люди, будет ограничено. Ведь если я не уверен в том, что сделка состоится, я вряд ли смогу обещать что-то конкретное. Значит, я буду обращаться к вам за помощью преимущественно в тех случаях, когда у меня будет сформулировано четкое предложение.
Стратегия прямой и быстрой монетизации связей ориентирована на краткосрочный обмен – и ей вполне можно пользоваться. Если же вы хотите монетизировать свои связи вдолгую и по-крупному, стоит рассмотреть вторую стратегию.
СТРАТЕГИЯ 2: КАПИТАЛИЗАЦИЯ
Говоря по-простому, социальный капитал человека – это суммарный объем ресурсов тех, кто входит в его окружение.
«Мы открываем счет в банке, чтобы сформировать резерв, из которого при необходимости можно черпать средства... Когда посредством уважительного, доброго и честного отношения к вам я делаю вклад на наш с вами эмоциональный банковский счет, тем самым я создаю резерв доверия», – пишет Стивен Кови в бестселлере «7 навыков высокоэффективных людей».
Мы не знаем наверняка, сработает ли такой «вклад». Понимая это и все равно решая помочь, мы делаем инвестицию в будущие отношения с человеком.
Инвестируя свои ресурсы вдолгую, разумно вкладываться в «потенциально прибыльный актив» - а значит, чем ресурснее те люди, которым мы делаем одолжение, тем больше возможная выгода в будущем.
Капиталы работают в определенном временном горизонте. И чем серьезнее инвестиция, тем, как правило, дольше время ее окупаемости.
Мне повезло: меня окружает большое количество мудрых и успешных деловых людей. Я обратил внимание, что самые успешные из них совмещают обе стратегии в определенной пропорции. Какие-то связи они монетизируют быстро, в какие-то вкладываются вдолгую. Как вы можете догадаться, чем серьезнее бизнес у таких людей, тем больший процент их социальных усилий соответствует стратегии «капитализация».
Как говорит один мой хороший товарищ, есть «деньги сейчас», а есть «деньги потом».
Меткая метафора для двух подходов к превращению связей в деньги, не так ли?
Монетизируй, если хочешь «сейчас». Капитализируй, если работаешь на «потом». Подбери свой микс и реши, какую из двух стратегий ты применяешь к каким людям.
Если не забудешь про химию и про giving, то будешь богат! Если не финансово, то социально – точно! 😊