Найти тему

«Ты понимаешь, что ты делаешь....»

Оглавление

Ты можешь поспособствовать, чтобы людям нравилось, как они живут. Ты точно понимаешь цель своей жизни

Интервью с Яной Стафичук о том, как найти свое дело и выиграть эту жизнь

Твой проект по профориентации помогает человеку понять, что он хочет и может, а чего хотела ты, когда создавала его?

На самом деле, была конкретная цель. Я из небольшого города Вологодской области. В маленьких городах вообще не существовало никакой профориентации. Не вывозили ни в какие университеты, ни с кем не знакомили, не было тестов, консультаций со специалистами, которые тебе в чем-то помогут и расскажут.

Поэтому была цель — помочь ребятам из небольших городов сделать свой выбор более осознанно. Сделать свой выбор в 17 лет и на всю жизнь нереально. Большая часть проекта была о том, что не нужно переживать, даже если вы первый раз не поступили или передумали.

Идея была в том, чтобы помочь ребятам определиться. Это и двигало весь проект. Без большой идеи очень сложно что-либо делать, потому что просто не будет энергии, люди не будут понимать, зачем приходить в этот проект и зачем работать в нем бесплатно.

Это был социальный проект. У нас было много волонтеров — студентов разных университетов, которые помогали школьникам. Они делали это бесплатно. Поэтому нужна была такая идея. Она оказалась близка очень многим людям, потому они и соглашались. Благодаря этому, мне удалось создавать проект длительное время.

-2

Ты помогаешь подросткам найти себя — здорово, что у них есть такая возможность. А кто помогал в свое время тебе?

Помню, что классный руководитель дала нам задание, подготовить презентацию о профессиональном направлении, в которое мы бы хотели пойти. Рассказать про профессию, про университеты. Всего несколько человек из класса это подготовили.

Я рассказала про социологию, про которую в моем городе, наверняка, никто не знает, что это не только опросы, что это большая наука и в мире это все устроено совершенно по-другому, нежели в России. Не знаю, откуда пришла ко мне эта социология, со мной никто об этом не разговаривал. Кажется, я просто искала на сайтах, случайно наткнулась, прочитала описание и мне понравилось, чем занимаются эти люди. Отчасти я не понимала, что нужно будет делать.

Поэтому классная руководительница дала отличное задание, и я уже сама нашла эту информацию. Все были в шоке, потому что никто не понимал, какая социология?!

Хотела бы оказаться участником собственных проектов?

Я бы очень хотела!

Сначала у нас была идея делать встречи. Мы сделали встречу для класса школьников в Таврическом саду, пригласили туда молодого клевого архитектора, программиста и сами немного выступили. Школьникам это зашло, вопросов было много и мы подумали — здорово. Потом поняли, что таскать людей из школы в школу нереально. Онлайн тогда так развит не был, да и сейчас в школе это тяжело организовать. Поэтому молодые профессионалы из разных сфер придумали кейсы из своих реальных жизненных ситуаций, которые предлагали решить школьникам.

По сути это проекты, которые и нужно было делать. Тут ты можешь выбирать из разных сфер и отраслей задачку, которая тебе интересна. Ты знает, вот он человек, который ее разработал. Потом те, кто у нас хорошо справлялся с кейсами, получали встречу с этим профессионалом или подарки, приглашения на кейс-чемпионаты в СПб. Их мы тоже поводили и приглашали туда много экспертов, устраивали школьникам движухи.

Поэтому я бы очень хотела. Круто уже в школе делать какой-нибудь проект по интересному направлению, даже если оно не на 100% совпадает. Это классно, когда ты можешь выступить перед классом, рассказать о своей разработке. Формируется здоровая среда, когда каждый понимает, что работа каждого важна, проект каждого может быть интересен.

Есть конечно те, кому ничего не надо. Тут ничего не поделаешь, заставлять тоже не стоит. А есть те, кто хочет что-то делать, и мне кажется, стоит им давать возможность проявить себя.

Ребятам всегда предлагают какие-то направленности: химбио, физмат… что это?! Про что? Как это связано с реальной жизнью? Например я социолог и училась в физмате. Окей, мне математика была нужна в социологии, но по сути, это все-равно социальные науки. Поэтому мы давали физмат классам вообще все кейсы. Ну, попал человек в физмат класс, а ему интересно другое попробовать, и он может это сделать. Попробовать себя в профессии не выходя из класса очень бы хотелось, особенно, если бы это было в свободном ключе, в творческом и, конечно, это была большая мечта.

Я вообще за проектноориентированное образование, по типу финского. Поэтому я впечатлялась и вдохновлялась такими форматами образования, когда делала этот проект.

У меня была обычная школа и не хватало творчества, подхода как у Димы Зицера. Я его обожаю, он прекрасный педагог. Если бы мне и сейчас предложили, я бы сказала да, давайте, что-нибудь поделаем. В команде классно. Это можно было бы делать как факультатив, не обязаловку. Тогда отбирались бы ребята, которым это интересно. И для учителя было бы комфортно, и для ребят.

-3

Огромная популярность коучей и психологов объясняется еще и тем, что большая часть людей, причем уже взрослых, не знает, чего хочет, все ищут призвание. Почему так происходит и возможно ли на 100% это понять?

Это сложный, но интересный вопрос. Думаю, точно можно понять, какие у тебя есть таланты.

На сам деле, у каждого человека есть какой-то талант, просто часто бывает, что мы очень сильно зависим от жизненных обстоятельств.

В пандемию очень много людей стали ходить на онлайн курсы, менять направление деятельности — это круто. Люди начали думать, потому что оказались наедине с собой. Может кто-то потерял работу и понял, что нужно двигаться дальше, искать себя. Мне кажется, что это очень хорошая тенденция — ходить к психологам и коучам, думать о собственном развитии. Это делается только в здоровой свободной среде.

Геймификация делает образовательный процесс интереснее. Есть ли «игры», которые ты внедрила в собственную жизнь и можешь порекомендовать использовать всем?

У меня был интересный опыт, как раз почему я выбрала геймификацию.

Я стала дружить с людьми, которые делают геймификацию живого действия. Например, на какую-нибудь книгу, как Гарри Поттер. И они выезжают в лес, одеваются в костюмы Гарри Поттера — по 2 тысячи человек, со всего мира — и играют. Меня позвали с мужем на такую игру. Я была удивлена: Ты одеваешься в средневековый костюм, живешь в палатке в лесу, организаторы отстроили в полях дома — там настоящее средневековье, очень прикольно.

Это был классный опыт, потому что я учла для себя, что наша жизнь похожа на игру. И я стараюсь к жизни относиться, как квесту. Часто я могу сесть и нарисовать схему, как что-то надо сделать. По сути, это шаги: я прохожу вот это и закрываю вот это — я молодец. И мне кажется, это поддерживает при работе над любым жизненном проектом.

Например, хочешь куда-нибудь пойти учиться, но тебе надо для этого что? Ты выписываешь это все на бумагу, выстраиваешь из этого план. Потом понимаешь, что за чем тебе нужно делать. И все, тебе от себя самого не отвертеться, у тебя есть план. А я очень ответственный человек, если у меня есть план, я не могу его не сделать.

Мне кажется квест — это про нашу жизнь и роли, которые мы на себя принимаем. Сегодня я сотрудник, а завтра — жена. Эти роли мы проигрываем. Мы все равно играем в какую-то игру. Драматургия Гофмана с другими людьми. Конечно, хочется естественной среды, но мы все равно отыгрываем какую-то роль постоянно.

Как выглядит образовательный процесс в мире будущего? Есть ли там профориентация или ребенок итак постепенно приходит к тому, чего хочет?

Мне кажется это очень сильно зависит от типа темперамента, и типа личности. Всегда будут люди, которые сами знают, чего хотят. Есть те, кто знает, чего хочет, но им очень сложно идти к своей цели, им нужны люди, которые их двигают, поддерживают. Есть люди, которые вообще ничего не знают и ничего не хотят. Это самый сложный случай у любого специалиста. Человек, который знает, чего хочет, но не знает как этого добиться — ему нужно какое-то направление, с ним легко работать. А с теми, кто не знает и не хочет идти на контакт, они всегда будут и, на самом деле, это зависит реально от многих факторов.

Зависит от уровня активности. Есть активные, а есть те, кто лежит. Я активный человек, а мой муж очень спокойный, он программист. И мне сразу кажется, что что-то не так, что можно найти кнопку и человек начнет быть активным, но это не так.

Школы все равно должны адаптироваться к разным типам ребят и находить подходы. Я, например, знаю, что мой муж может два, три месяца разбираться в чем-то, но потом он разберется и будет знать это лучше всех. А я так не могу, мне надо быстро разобраться. Поэтому в школах должны быть маленькие классы, не больше 12−15 человек, базовые предметы и направления. По сути, как в Американской школе. У них есть базовые предметы, на которые все ходят вместе, и есть курсы, которые они выбирают, ходят с другими людьми по интересам, и у них формируются траектории.

Мне кажется, что школы будущего это точно не те, где дети сидят за партами, поднимают руки по требованию и что-то зубрят. Мы делали как-то концепт школы. По сути, это как Хогвартс, только там есть направления: техническое, творческое, гуманитарное. Дети проходят выявление их интересов, тесты, и их определяют в направление, в котором они учатся. Потом они имеют право раз в полгода перейти в другое, если они хотят что-то попробовать. Такая модель реализована в лицее при ВШЭ в Москве для 10-х и 11-х классов, и дети могут переходить каждые полгода.

Школы точно должны быть разными. Внутри школы все должно формироваться и для ребенка, и для учителя, и для родителей. Все вовлечены в общий процесс коммуникации, не то что пришел сдал своего ребенка. Нет, родителей надо вовлекать в те же встречи по профориентации. Почему бы не пригласить родителей или родственников, которые занимаются разными направлениями. За этим будущее.

-4

Что, на твой взгляд, могут сделать взрослые, чтобы найти себя?

Сначала мы делали проект для детей, потом школу геймификации для учителей, сделали настольную игру для школ, потом следующим этапом был проект для взрослых — Self Expert.

Это платформа, на которой мы сделали программу, состоящую из нескольких этапов:
1. Выявление интересов
2. Прохождение заданий и тестов,
3. Встреча со специалистом, с которым вы смотрите на ваши результаты и думаете, куда дальше двигаться.

Это стартап, мы его пытались продвигать. На российском рынке очень непросто, потому что мало программ для стартапов. Но надо продолжать. Это может вырасти в крутой проект и большой бизнес.

Что делать, если ты до 30 лет где-то проработал, пошел в институт, в который тебя мама заставила идти, а потом понял, что вообще-то это не то, чего хочешь?

Во-первых, нужно найти возможность обратиться к специалисту, потому что это уже первый шаг к тому, чего ты действительно хочешь. Во-вторых, у меня есть упражнение, которое я и сама делаю и людям всем даю бесплатно. Просто закрываешь глаза и представляешь, как ты где-то находишься и чем-то занимаешься. Неважно где, в каком-то месте, тебя что-то окружает, ты что-то делаешь и чувствуешь себя абсолютно счастливым человеком в том, что ты делаешь.

На самом деле каждый человек знает, чего он хочет, просто люди боятся. В каждом из нас есть эти желания, но внешняя среда очень сильно влияет. Я бы рекомендовала окружать себя людьми, которые поддерживают и вдохновляют. Не общаться с людьми, которые забирают энергию, с которыми плохо становится. Потому что если найдешь людей, с которыми хорошо, уже будет появляться энергия и желание что-то делать.

Осознанность — следствие того, что человек нашел себя, свой путь или же наоборот: сначала ты становишься осознанным, а затем уже понимаешь, чего хочешь?

И так, и так бывает.

Мне кажется, что осознанность — это результат работы над собой. Не с точки результата, карьеры, а вообще. Еще это связано с желанием развиваться. Когда человек развивается, он видит людей, которые осознаны и становится таким же. Окружение нас во многом формирует. Конечно, формирует и семья, и интеллект. Человек постепенно к этому идет.

Есть ли люди осознанные с рождения? Уровень осознанности разный. В 18 лет ты осознанный на столько-то процентов — это тоже как игра, в которой тебе нужно со временем добить до 100% и 100 лет. Если в 35 лет ты добил до 100% — ты герой.

Сейчас часто бывает, что люди в погоне за самореализацией немного загоняются. Я и за собой замечала, что устаешь и просто не успеваешь проживать жизнь. Осознанность — это баланс. Людей, которые его нашли, видно. Но это тоже приходит со временем, и с возрастом, и с ситуациями. Ты наращиваешь уровень, как в игре.
-5

Откуда ты черпаешь энергию, что тебя вдохновляет?

Раньше я черпала энергию из своих проектов.

Есть основатель одной ивент-компании в Петербурге, который написал: «Не думайте, что работа мечты — это когда лежишь, тебе хорошо, ты на Бали… нет, ты фигачишь как не в себя, все равно устаешь, но тебе это нравится делать». Когда я занималась своими проектами, у меня были свои команды, было много ответственности, но я понимала, что у меня очень много энергии.

Еще я наполняюсь энергией, когда общаюсь со школьниками. Я их обожаю, они нереальные, клевые. В них еще нет тяжести жизни. Когда приходила к школьникам, которые хотят что-то делать — меня это прям вдохновляло.

Я понимаю, почему учителя даже за небольшую зарплату работают в школах. Ты понимаешь, что ты делаешь. Ты можешь поспособствовать, чтобы людям нравилось, как они живут. Ты точно понимаешь цель своей жизни.

БЛИЦ

Назови три главные ценности для тебя сейчас?

Свобода, любовь, деньги.

Что, на твой взгляд, двигает человека и общество вперед? Что является движущей силой развития?

Человеческий потенциал. Все зависит от людей.

Человек будущего, какой он?

Свободный, творческий и с длинными руками😁
Гибкий и активный.

Можно ли начать жить в будущем уже сейчас? И если да, то как можно это сделать?

Сейчас это сложно. Я для себя живу в настоящем. Не нужно жить в будущем. Будущее туманно, прошлое уже прошло, а есть только настоящее и нужно жить настоящим и осознавать, что ты хочешь сейчас. Когда ты что-то делаешь, твое будущее складывается из настоящего. Ты можешь жить в будущем какой-то мечтой, но если ты ничего не делаешь, она не будет реализована.