Найти тему
История планеты

«Послы» Гольбейна: триумф тюдоровского портрета

Оглавление

Послы — один из самых известных образов эпохи Тюдоров. Его создал Ганс Гольбейн Младший, пожалуй, самый опытный портретист 16 века. Он родился в Аугсбурге на юге Германии, но провел два периода своей жизни в Англии, в 1526–1528 и 1532–1543 годах.

Во время своей второй поездки в Англию он написал множество портретов членов двора Генриха VIII, в том числе этот двойной портрет. Мы знаем, что Гольбейн работал над ним в 1533 году, поскольку год указан под его подписью. Для Гольбейна было необычно подписывать свои картины - особенно так искусно, - предполагая, что он особенно гордился этой работой.

Но кто изображен на картине и какой символизм стоит за произведением?

Источник картинки сайт - https://clck.ru/gA6pE
Источник картинки сайт - https://clck.ru/gA6pE

Год турбулентности

Гольбейн был мастером рендеринга объектов с мельчайшими деталями и манипулирования масляной краской для создания реалистичных текстур.

Источник картинки сайт - https://clck.ru/gBMWt
Источник картинки сайт - https://clck.ru/gBMWt

Это было время огромных религиозных потрясений в Европе. В 1533 году, когда Гольбейн создал эту картину, Генрих VIII в обход папской власти основал англиканскую церковь и женился на своей второй жене Анне Болейн. Это был монументальный разрыв религиозных и политических связей с католической Европой.

Для Франциска I, короля Франции, это было особенно важно. Он отправил своего посла Жана де Дентевилля в Англию, во время которой Динтевиль присутствовал на коронации Анны Болейн в июне и присутствовал при рождении принцессы Елизаветы в сентябре.

Драматические события, казалось, не прошли даром для молодого посла. Письма того времени говорят нам, что он был очень несчастлив, описывая себя как «самого меланхоличного, утомленного и утомительного посла, которого когда-либо видели».

Однако его очень воодушевило прибытие его друга Жоржа де Сельве, епископа Лаворского, также находившегося по дипломатическим делам в Лондоне с апреля по июнь 1533 года.

Именно в эти месяцы Жан де Дентевиль заказал себе двойной портрет со своим хорошим другом. Результатом стала великолепная картина Гольбейна, запечатлевшая Динтвилля слева и Сельве справа.

Обеим фигурам было за двадцать. Жоржу де Сельве было всего 24 года — в книге, на которую он опирается, написано «aetatis suae 25», что означает «ему 25 лет». Между тем латинские надписи на ножнах меча Дентевилля говорят нам, что ему 29 лет.

Одежда Дентевилля здесь особенно ослепительна, выдавая его важное положение в европейской дипломатии. Массив текстур искусно изображен Гольбейном. Его розовая атласная туника имеет мерцающий блеск, который контрастирует с плотной подкладкой из рыси на его черной накидке.

Золотые кисточки ножен Динтевилля текстурированы тонкими нитями. Они были созданы с использованием техники золочения: Гольбейн окрашивал каждую отдельную прядь в коричневый цвет, покрывал их слоем масляной морилки и наносил слой сусального золота.

Символизм и скрытый смысл

В то время как портрет увековечивает дружбу двух послов, предметы на столе пронизаны символикой.

Верхняя полка, покрытая турецким ковром, содержит предметы, относящиеся к астрономии и небесному миру, что подчеркивает понимание мужчинами математики и естественных наук. Среди других дорогих и редких устройств есть небесный глобус, пастуший циферблат, торктум и многогранный циферблат (разновидность солнечных часов).

Нижняя полка содержит предметы, относящиеся к земным занятиям и учебе, многие из которых намекают на политические потрясения. У лютни порвалась струна, а футляр брошен на пол лицевой стороной вниз. Книга по арифметике раскрыта на странице, относящейся к математическому делению. Одна из флейт отсутствует, что свидетельствует об отсутствии гармонии.

Кроме того, в сборнике лютеранских гимнов гимны открыты на «Приди, Дух Святой» и «Десять заповедей». Они выражают чувства христианского единства, которое особенно резко проявляется в контексте религиозной разобщенности 1533 года.

Нижняя полка также намекает на личную жизнь Жана де Дентевилля. Земной шар расположен так, чтобы показать северную Европу, и Гольбейн отмечает небольшую деревушку Полиси примерно в 200 километрах к юго-востоку от Парижа. Здесь располагался замок Дентевилля, Большой зал которого должен был использоваться для показа самой картины.

Мастер своего дела

Фигуры расположены перед роскошной зеленой дамасской занавесью, за которой в верхнем левом углу находится распятие, возможно, намекающее на надежду на искупление в воскресшем Христе.

Они стоят на богато украшенном полу, похожем на средневековую мостовую Космати в святилище Вестминстерского аббатства. Но что самое странное, на полу между ногами мужчин появляется странный продолговатый предмет.

Хотя это невозможно понять при прямом взгляде, зрителю необходимо приблизиться к холсту с правой стороны. Только тогда изображение становится перспективным и предстает как анаморфотный человеческий череп.

Это, пожалуй, самая впечатляющая часть изображения, и эта картина является высшим проявлением технического мастерства Гольбейна. Гольбейн был не только мастером передачи объектов с мельчайшими деталями, манипулирования масляной краской и работы с различными текстурами, но и мог передать сложную политическую и религиозную ситуацию с помощью тонких визуальных мотивов и символики. Результат - шедевр.

Источник картинки сайт - https://clck.ru/gBUgf
Источник картинки сайт - https://clck.ru/gBUgf