чем богачу войти в царствие небесное. Эта фраза из Евангелия нам хорошо знакома. Но в Европе XVI века она интерпретировалась весьма своеобразно: богатому было гораздо проще получить условный документ, якобы гарантирующий проход в искомое царство. Он назывался индульгенцией. Именно против этой практики и выступил Мартин Лютер (1483—1546), немецкий общественный и религиозный деятель, инициатор Реформации.
Реформация — это широкое религиозное движение, связанное с обновлением и последующим расколом европейского христианства — помимо католичества, не принявшего идей Лютера (о них позже), появляется протестантство (в частных версиях — лютеранство, кальвинизм и др.).
Итак, как все начиналось? 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил на дверь церкви в городе Виттенберг «95 тезисов» — программу реформирования церкви. Среди его основных положений — идея невозможности «отпущения грехов» на земле и, как следствие, бессмысленность и порочность практики продажи индульгенций.
Неудивительно, что Лютер был вскоре был отлучён от церкви (что не признал).
Главным литературным трудом Лютера стал перевод Библии на немецкий язык, что позволяет считать его, подобно Данте и Чосеру, создателем национального литературного языка.
Возрождение в Нидерландах связано с именем Эразма Роттердамского (1469–1536) философа и гуманиста, автора сатиры «Похвала глупости», написанной в форме аллегорического самовосхваления. Кроме того, писатель осуществил авторитетнейшее издание Нового завета на греческом языке с комментариями.