В составе Нового Завета есть четыре Евангелия (в пер. с греч. "благая весть"), в которых описывается земная жизнь Иисуса Христа, Его учение, смерть и Воскресение. Для христиан - это наиболее значимые книги во всем Святом Писании (Библии).
Согласно преданию, эти книги были написаны евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.
Когда же они были написаны?
Предлагаю обратиться к специалистам.
Брюс Мецгер (1914-2007) - один из самых известных исследователей происхождения библейского текста. Ученый обращает внимание на очень древний текст, который сохранился до наших дней, связанный с Евангелием от Иоанна. Отметим, что по церковному преданию, апостол Иоанн написал свое Евангелие в старости, последним среди евангелистов.
Итак, папирус р52 содержит несколько стихов из Евангелия от Иоанна: 18:31-33, 37-38. По словам ученого, «этот папирусный фрагмент является самым древним списком Нового Завета, известным на сегодняшний день». Папирус был найден в Египте в 1920-м году, но исследование папируса началось лишь в 1934 году. «Основываясь на палеографии документа, Робертс [член оксфордского Сент-Джонс-Колледжа], датировал его первой половиной II в». … «Хотя количество сохранившегося текста весьма невелико, в качестве свидетельства этот маленький кусочек папируса весит не меньше целого кодекса». … «р52 доказывает, что четвертое Евангелие читалось и переписывалось в первой половине II столетия в провинциальном городке на берегу Нила, удаленном на сотни километров от места написания этого текста (малоазийский Эфес). Если бы о существовании этого отрывка в середине XIX века знали новозаветники из тюбингенской школы, основанной блестящим профессором Фердинандом Христианом Бауром, то для их выводов о том, что четвертое Евангелие написано не ранее 160 г., не было бы никаких оснований».
В дальнейшем, ученый приходит к выводу:
«К началу II века практически все книги, впоследствии вошедшие в состав Нового Завета, уже существовали – то есть были написаны, отредактированы и изданы – и в разных местностях уже существовали многочисленные их копии».
Мецгер Брюс M., Эрман Барт Д. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство ББИ, 2013.
Теперь обратимся к отчественному ученому А. Ч. Козаржевскому (1918-1995), известному филологу-классику и специалисту по истории античной литературы. Он также обращает внимание на древний фрагмент из Евангелия от Иоанна.
«Как никакой другой письменный исторический источник, Новый Завет дошел в удивительном количестве рукописей. Их насчитывается свыше пяти тысяч. Наряду с исключительным богатством манускриптами бросается в глаза краткость временного промежутка между гипотетическими оригиналами и их древнейшими списками».
«В научной литературе папирусы обозначаются латинской буквой “p” в сопровождении арабских цифр: p1, p2 и т. д. Самый древний папирус назван именем Райленда и находится в Манчестере. Он датируется первой четвертью II в. Размер его 8,9 на 5,8 см. На этом куске находится отрывок XVIII главы Евангелия Иоанна, стихи 31-34 и 37-38: диалог Иисуса с Пилатом. Именно папирус Райленда помогает установлению terminus ante quem в датировке определенной части Нового Завета. Ведь естественно, что данный папирус представляет собой список, а не подлинник. Не забудем, что в Северную Африку, откуда происходит данный папирус христианство пришло сравнительно поздно. Учитывая всё это, время сложения иоаннова евангелия следует отнести на конец I в. Это, конечно, гипотеза, но покоится она на реальных основаниях. Что же касается синоптических евангелий, то обычно их считают предшествующими иоаннову».
Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. Изд. 2-е.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.- 146 с.
Другой известный библеист Иоанн Каравидопулос (род. 1937) подводит следующий итог:
«По всей видимости, Евангелие от Марка было написано между 64 и 70 годами. И древние церковные авторы подтверждают эту хронологию, поскольку относят его написание ко времени вскоре после смерти апостола Петра (святитель Ириней Лионский) или еще при жизни последнего (святитель Климент Александрийский)», с. 116.
«время написания Евангелия от Матфея следует полагать между 70-80 годами. Более точная хронология в данном случае невозможна», с. 133.
«Время написания Евангелия от Луки следует полагать после 70 года по Рождестве Христовом. Более точная датировка представляется невозможной», с. 145.
«С тем, что апостол Иоанн издал свое Евангелие в Ефесе в конце I века по Рождестве Христовом, соглашаются как древнее Предание, так и современная наука», с. 165.
Каравидопулос И. Введение в Новый Завет / И. Каравидопулос; [перевод с греч. свящ. Максима Михайлова]. — М.: Изд-во ПСТТУ, 2010.
Таким образом, ученые соглашаются между собой в том, что Евангелия были написаны либо в I веке н.э., но не позже начала II века н.э., что соответствует времени жизни апостолов, учеников Христа.