Есть у слова чудесная сила: проявляться! Вроде бы и буквы те же, что знакомы с ярких страничек дошкольного букваря. И истины неизменны со времен сказок, рассказанных мамой на ночь. Но насколько иначе открывается слово с жизненным опытом! Звучит разнообразно, подстраивается под настроение. Если нужно - бодрит, вдохновляет. Моментами касается сердца. Утешает.
Еще как утешает! И кто утешает? Автор подчас из другого столетия. Автор, случается, культуры иной творит, оступается, любит. Также, как я. Отдает через книгу пережитое, прочувствованное, щедро делится опытом. Автор, чью бумажную руку поддержки, возможно, когда-то отвергла, теперь же, именно он лучше других понимает, что на душе. Автор, талантливо преобразующий мой хаос смятения в красоту слова, выстраивающий в гармонично в абзацы сумбур чувств, мучающих нас обоих.
Чу-де-са! Через такие вот озарения будто бы сам Господь отвечает, подсказывает и ведет. «Будто бы» потому, что не дерзну утверждать. Верю. Горячо верю. Но и знания, впитанные на факультете психологии, упомянуть могу.
Человек откликается на то, что уже есть в нем самом. Пометки на полях рисуют пусть и схематичный, но точный портрет.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.
Глубинные переживания актуализируются в том числе через слово, пойманное вниманием. Образно говоря, подсказки от бессознательного. Такие же, как реакция на кризис. Он не создает новых проблем, а лишь сбивает защитные маски и оголяет нерешенные задачи. Выводит на поверхность то, что давно нуждалось в проработке. Поэтому полезно присмотреться к тому, что откликается в сложные жизненные периоды. Если не ответ, то как минимум направление в нужную сторону в них отыщется.
Мой маяк последних пару месяцев - стихотворение Бориса Пастернака «Дитя моё!». Читаю, а слова пронзают живительными электрическими разрядами сердце, замершее в начале марта. Период, когда вслед за фундаментальными переменами в мире рассыпались планы о личном. Хватаюсь за тонкие черные прутики строк из ямы страстей, уныния, отчаяния. Держусь, когда сгущается мрак. В темноте страшных минут. Минут безверия. Минут тяжкой работы. Духовной борьбы.
И как утешает одна только мысль, что в этом труде над собой не одна. Что сквозь столетие чУдно прошло утешение. Слово поддержки, проявленное Господом через поэта.
Бог помогает через других людей. Даже если между вами вечность. Буквально.
Дружина, а у вас случались мурашки или озарения во время чтения? Случилось ли с вами произведение, в глубине которого "утонули". А, вынырнув, поняли, что изменились? Если не слишком личное, расскажите, пожалуйста, что это была за книга. Устроим небольшой литературный клуб в комментариях.
Может быть интересно:
Художественные рассказы о библиотечной книге, скрасившей необычным образом вечер изматывающего дня, и слове, изменившем отношение к себе после болезни.
Подборка книг на тему «Терапия добрым словом».
Стихотворение, которое помогло мне преодолеть сложный период разочарования.