Самое неудобное это когда посторонние люди публично меня спрашивают, почему я еще не в Израиле. Если отвечать, что ни у меня, ни у моей семьи нет решительно никаких, так сказать, оснований для эмиграции в Израиль, прибегают граждане этой богоспасаемой страны и говорят, что ответ звучит как "Нет, что вы, помилуйте, я не из этих". Если промолчать, вопросы нарастают и все чаще начинают спрашивать, когда в Израиль. А из Израиля пишут - "Анастасия, так почему вы еще не с нами?" И все начинается по новой.
Вот человек в разговоре о литературе Быкова пишет: "Я вас спрашивал, когда вы уедете в Израиль, а вы не ответили". Ну, мне на Дзене пишут тысячи, могла и не ответить. К нему второй уже в Телеграме догоняет: "А я тоже помню, что вас спрашивали и вы не ответили".
Даже не буду говорить о том, что среди моих знакомых полно чистокройвнейших евреев, которые не собираются ни в какой Израиль и в страшном сне себя видели оказавшимися в пекле в пустыне.
Это просто какая-то наша фундаментальная боль. Люди осознают, что в новейшей истории России при любом нехорошем сценарии культура с прессой их бросали и преимущественно бежали в Израиль или Германию. Еще Латвия теперь
В Польше, например, это вот "Когда в Израиль?" безусловно звучит как антисемитский выпад. А у нас в нем слышится в первую очередь обреченность обычного человека перед осознанием факта, что культура его страны, ее медиа ей чужды, что для значительной ее части наша страна - просто место заработка, в которой они ни за что не отвечают. С тех, кто в любой момент может сорваться и уехать на другую родину, будь то Израиль, Латвия или Германия, спрос всегда маленький - спрашивают с остающихся...
Есть что-то дельное, внятное в словах Прилепина (он эту линию в основном гнет) о том, что наша культурная элита противоестественным образом не только не связана общими интересами с населением, то есть, сотней с лишним миллионов ее, этой культуры, потребителей, но и враждебна им. Народ наш сверхтолерантен (это мой давний тезис), если десятки лет позволяет чужеродной для себя культурной элите зарабатывать на себе деньги. Не верите? Вот прямо сейчас в Россию вернулась Юлия Ауг и дает спектакли!
В Эстонии уже требуют ее назад не впускать, хотя она и эстонская гражданка, а в России всех все устраивает!
Не помню, где, в какой стране, читала про бар, в котором посетителям плюют в лицо, наступают на ноги, проливают на одежду суп. Они за это платят. Им так нравится. Полное ощущение, что у нас значительная часть культуры работает по принципу этого бара. Как будто какие-то иностранцы открыли такой бар и гоняют деньги. Дело даже не в текущей ситуации и разделении интересов большинства, а в том, что это чужеродная по своим интересам и приоритетам культура, смотрящая на население всегда сверху вниз.