Период: 1870–1890-е гг.
Суть направления: стремление запечатлеть момент, внимание к свето-воздушной среде (разные состояние атмосферы, освещение, погодные условия и т. д.)
Что чаще всего изображали: природа, сцены из современной городской жизни
Картина написана художником-импрессионистом, если:
- На картине вы видите нечеткие контуры. Импрессионисты стремились передать общее впечатление от реальности, а не фокусироваться на деталях.
- На картине вы можете разглядеть отдельные мазки, часто крупные. Художники-академисты писали, наоборот, очень гладко.
- Возникает ощущение небрежности, местами видны незакрашенные куски холста, как будто это не картина, а набросок.
- Нет сюжетов из истории, мифологии и др. Импрессионистов интересовала современность, повседневные занятия или любование видом. С точки зрения сюжета, это картины «ни о чем».
- Это точно не похоже на фотографию. Импрессионисты, наоборот, уходят от «реалистичного» изображения мира, им это не интересно.
Кто придумал импрессионизм?
Принято считать, что главным художником-импрессионистом был Эдуард Мане, который собрал вокруг себя молодых художников-революционеров, изменивших живопись. Но это заблуждение. Оно появилось еще среди современников Мане, хотя он сам всегда открещивался от импрессионизма и никогда со своими друзьями не выставлялся на импрессионистических выставках.
Эдуард Мане, безусловно, повлиял на импрессионизм, но на самом деле характерные импрессионистические приемы были изобретены Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. Впервые работать с дополнительными цветами и особой манерой живописи они стали на пленэре в 1869 г.
Путаете Мане и Моне? Мы поможем вам перестать это делать. Наши бесплатные курсы от профессиональных экспертов разрешат все проблемы. Просто переходите по ссылке - и забирайте подборку!
Самым важным произведением для нового направления в искусстве стала работа К. Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872 г., которая была показана на Первой выставке импрессионистов в 1874 г. и дала название всему направлению.
Выставки импрессионистов и отзывы современников
Импрессионисты провели 8 собственных выставок с 1874 по 1888 гг. Каждая выставка демонстрировала новейшие направления в искусстве и включала произведения не только импрессионистов (К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега и др.), но и реалистов, а также некоторых академических художников.
Художники противопоставляли себя искусству Салона. Салон — это регулярная выставка Академии изящных искусств, где художники в основном писали картины на мифологические и исторические сюжеты, не выражавшие дух времени.
Произведения, которые туда попадали, должны были пройти серьезный отбор и соответствовать ожиданиям покупателей и заказчиков: быть понятными, идеализированными, гармоничными и профессионально написанными.
У молодых художников было мало шансов стать востребованными, если они не следовали общепринятым вкусам или не имели необходимых связей. Поэтому, организовав собственные выставки, импрессионисты надеялись показать публике, что искусство может быть другим: живым, ярким, изображающим современность и т. д.
На выставки импрессионистов многие современники ходили просто посмеяться. Их долго не воспринимали всерьез, не понимая, почему художники «не доделывают» свои работы. Например, работы Моне сравнивали с обоями.
Но со временем все меняется. Новое направление начинает набирать популярность у современников уже в 1880-х. С 1888 г. ему на смену приходит неоимпрессионизм (Жорж Сера, Альфред Сислей и др.), а после — символизм и постимпрессионизм.
Художники впоследствии все больше уходили от реальности в мир символов, мифологии, а также абстрактных чувств и понятий, которые невозможно было передать с помощью знакомых сюжетов. Они искали вдохновение для нового искусства в других культурах: в Японии, Индии, на Таити и т. д.
Почему художники перестали изображать мир «фотографически»?
К середине XIX в. стала активно развиваться фотография. Многие художники воспринимали ее неоднозначно, потому что считали, что «механический глаз» заменит живопись. Другие говорили, что она станет хорошим инструментом для живописцев. Художникам больше не нужно было тратить кучу времени на создание иллюзии реальности. Теперь за них это могла сделать фотография. Тогда художники стали обращаться к мотивам, которые камера зафиксировать не сможет: изображение чувств, переживаний, символов и абстрактных понятий, таких как любовь, одиночество, смерть.
Чьи работы посмотреть?
Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро.
Что почитать про импрессионизм?
«История импрессионизма» Дж. Ревалда
«Импрессионизм. Основоположники и последователи» М. Германа
И, конечно, вам обязательно нужно познакомиться с нашими бесплатными курсами! Забирайте бесплатную подборку для тех, кто хочет стать интересным собеседником. Просто переходите по ссылке.