Еще в 1998 году компания НТВ сняла четырехсерийный документальный фильм к 80-летию Александра Солженицына. Эта документалка, как пишут в аннотации, стала первым фильмом-биографией о нем, но интересен проект не только этим. Во-первых, Солженицын для съемок предоставил личные фото и видео-архивы - порой довольно неожиданные. Во-вторых, этот фильм в свое время пробил "стену молчания", которая образовалась вокруг писателя после его возвращения в Россию. В-третьих, среди людей, которые приняли участие в работе над "Жизнью Солженицына", был Леонид Парфенов (именно из его интервью я о проекте и узнал - правда, он просто берет интервью, не появляясь в кадре).
Смотреть и слушать рассказы писателя и его жены будет интересно даже тому, кто о творчестве нобелевского лауреата имеет самое смутное представление - в конце концов Солженицын прожил довольно насыщенную жизнь, пройдя через войну, арест, советский лагерь, лечение онкологии, литературное признание в СССР с последующей опалой, высылку из страны, международное признание таланта, затворничество в Вермонте и в конце концов триумфальное возвращение на Родину. Но в первую очередь почему-то обращаешь внимание не на факты биографии, а на то, насколько живым и деятельным выглядит герой фильма для своих 80-ти лет. Он умудряется одним своим видом разрушить ожидаемый образ какого-то сумрачного старика, вещающего благоглупости - крайне сложно не попасть под его обаяние и не отметить его энергичность и увлеченность. А, учитывая озвучиваемые эпизоды его жизни, он в конце концов кажется вообще каким-то сверхчеловеком, суперменом от русской литературы. И звучащий в финале упрек двоюродной сестры писателя, что, мол, пора бы ему уже остановиться, а то так и помрет с ручкой в руках, оказывается скорее признанием этой суперсилы.
Также не могу не отметить следующий момент. Имя писателя неизбежно ассоциируется с темой репрессий и диссидентвом - что вполне справедливо. Но все же самые - не побоюсь этого слова - шокирующие кадры (о которых я вообще не знал): это выступление Солженицына в Госдуме после своего возвращения в Россию. С одной стороны на трибуне стоит живой классик, нобелевский лауреат, всемирно известный писатель, который во время своей поездки по стране собирал толпы народа на своих выступлениях, совершенно искренне переживающий за Россию, а с другой - "народные" "избранники", все эти вчерашние партийные функционеры, комсорги и обкомовцы, гайдары и чубайсы, развалившиеся на своих местах и глумливо ржущие в ответ на фразу о том, что в стране смертность превышает рождаемость. Удивительное ощущение, конечно.
Также в фильм не попал довольно значительный эпизод из жизни писателя в США, когда после чтения отрывка "Красного колеса" об убийстве Столыпина на радио в американской прессе началась чуть ли не травля Солженицына, посыпались обвинения в антисемитизме - в итоге, по некоторым данным, самому Киссинджеру пришлось просить Солженицына не читать книгу в эфире. Были и другие эпизоды, которые нобелевский лауреат озвучил в качестве списка "Примеры внутренней цензуры и пристрастного отбора материала на русской секции радиостанции "Свобода" - довольно существенный момент, характеризующий то, с чем писателю пришлось столкнуться в США. Но в сериале этот период сведен по сути только лишь к "вермонтскому затворничеству".
#леонид парфенов #парфенов #кино #документальный фильм #александр солженицын #солженицын