Найти тему
Открытая семинария

Десять женщин, которые знали будущее

Оглавление

Пророчество Десятой Сивиллы (Франция, 2-я половина XIV в.): Harley MS 3723, f. 123р
Пророчество Десятой Сивиллы (Франция, 2-я половина XIV в.): Harley MS 3723, f. 123р

Мы уже обращались с вами к такому феноменальному жанру дохристианской и раннехристианской литературы, как Оракул - или запись устного речения сивилл, пророчиц.

Количество сивилл очень ограничено - их было десять на весь мир. Согласно «Божественным установлениям» Лактанция (написанной в 4 веке н.э. хронике со ссылкой на утерянный труд Варрона 1 века до н.э.), этими десятью сивиллами были: Персидская, Ливийская, Еврейская, Дельфийская, Кумская, Кумская. Эритрейская, Самосская, Геллеспонтская, Фригийская и Трибуртинская Сивилла.

Сивилла Кумская. (1489-1491) Филиппино Липпи.
Сивилла Кумская. (1489-1491) Филиппино Липпи.

Трибуртинская Сивилла является особо популярной в ранних и средневековых христианских источниках. Для примера хочу представить недавнюю находку латинского манускрипта XIV века из Франции (Harley MS 3723), который содержит ранее неизвестные копии Всемирной хроники французского доминиканского монаха Джеральда из Фраше (1205–1271) (История Мира от Сотворения Мира до Сего Времени), в которых также содержится текст от древних оракул, известный как «Пророчество Десятой Сивиллы». Оттуда беру часть иллюстраций для сегодняшней статьи.

Двенадцать сивилл, пророчествующих о рождении Христа (Брюгге, ок. 1497 г.): Add MS 18851, f. 8в
Двенадцать сивилл, пророчествующих о рождении Христа (Брюгге, ок. 1497 г.): Add MS 18851, f. 8в

В «Пророчестве Десятой Сивиллы» рассказывается о десяти женщинах-оракулах, известных как Сивиллы, которые пророчествовали из священных мест в регионах вокруг Средиземного моря. О первых девяти оракулах нам мало чего известно.

Тремя самыми известными сивиллами на протяжении их долгой карьеры были Дельфийская, Кумская и Эритрейская. Тем не менее, не все из них были надежно отождествлены с пророческим святилищем и очагом. В расплывчатой ​​и изменчивой христианской картине рассказы о сивиллах частично совпадают.

Но для римлян самой загадочной и впечатляющей сивиллой была десятая — Тибуртинская сивилла. Вероятно, она была этруской по происхождению и стала одной из самых легендарных женщин древней Этрурии. По словам раннего христианского автора Лактанция, Тибуртинскую Сивиллу звали Албунея.

-4

Ее резиденцией был древний сабино-латинский город Тибур (современный Тиволи). Хотя самые известные памятники Тиволи относятся к 16 веку, Тибур в свое время представлял из себя великолепный комплекс красивых зданий и пейзажей. В Тибуре ее почитали как посланницу Небес, а ее святилище находилось недалеко от берегов Анио. Это также было место легендарной встречи императора Августа с сивиллой

Мы сегодня поговорим только о десятой Сивилле, названной Тибултина на греческом языке и Албунея на латыни. Она была также известна как «Тибуртинская Сивилла» в честь Тибура (современный Тиволи в Италии), откуда она, как полагали, делала свои пророчества. В произведении она идентифицируется как дочь Приама и Гекубы, легендарных последних короля и королевы Трои, что делает ее сестрой троянских принцев Гектора и Париса и известной пророчицы Кассандры.

Тибуртинская сивилла с императором Августом (Северные Нидерланды, 1486 г.): Harley MS 2943, f. 11р
Тибуртинская сивилла с императором Августом (Северные Нидерланды, 1486 г.): Harley MS 2943, f. 11р

В средние века тибуртинская сивилла была особенно известна тем, что предсказывала рождение Христа. Одна легенда гласит, что она показала императору Августу (годы правления 27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) видение Девы Марии и Младенца Христа, которое помешало императору объявить себя божественным и поклоняться солнцу.

В «Пророчестве Десятой Сивиллы» римский император вызывает ее после того, как сто сенаторов увидели один и тот же сон в одну и ту же ночь. В этом сне на небе появилось девять разных солнц. На просьбу истолковать сон тибуртинская сивилла объяснила, что солнца представляют девять будущих эпох. Она предсказала, что первое солнце ознаменуется девой по имени Мария, которая родит ребенка по имени Иисус, сын Божий. Она также предсказала, что последнее солнце, появившееся во сне, которое было очень мрачным, представляет собой последнее время, когда сын Божий вернется для окончательного суда над человечеством.

Тибуртинская сивилла (Каталония, 1273 г.): добавить MS 50003, f. 221р
Тибуртинская сивилла (Каталония, 1273 г.): добавить MS 50003, f. 221р

Пророчество Десятой Сивиллы завершается стихотворением о конце света, в котором содержится «скрытое» упоминание о рождении Христа и Его возвращении в последние времена. В оригинальной греческой версии поэмы при чтении первой буквы каждой строки вниз произносятся слова: «Iesous Chreistos Theou Uios Soter» («Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»). Латинский переводчик пытался сохранить этот вертикальный текст (акростих), но не всегда мог найти осмысленное латинское слово, начинающееся с нужной буквы.

Поэма тибуртинской сивиллы о конце света (Франция, 2-я половина XIV в.): Harley MS 3723, f. 126в
Поэма тибуртинской сивиллы о конце света (Франция, 2-я половина XIV в.): Harley MS 3723, f. 126в

Пророчества тибуртинской Сивиллы считались подлинными и являлись важными свидетелемя истинности Евангелий. Вы можете больше узнать о тибуртинской Сивилле в Anke Holdenried, The Sibyll and Her Scribes: Manuscripts and Interpretation of the Latin Sibylla Tiburtina cтр. 1050-1500 (Олдершот: Ашгейт, 2006).

Пророчество Десятой Сивиллы (? Кентербери, 1-я четверть XII в.): Коттон М.С. Веспасиан В XXV, ф. 117в
Пророчество Десятой Сивиллы (? Кентербери, 1-я четверть XII в.): Коттон М.С. Веспасиан В XXV, ф. 117в

Доминиканский монах XIII века Геральд из Фраше, несомненно, интересовался предсказаниями тибуртинской Сивиллы о Христе, но, вероятно, также и ее пророчествами всвязи с событиями, ведущими к концу времен. Сам Джеральд, который чувствовал сильную симпатию к Карлу Великому, пишет о том, что последние времена ознаменуются приходом нового Карла Великого - или последнего императора - известного нам, как Белого царя. В подтверждение своих слов он и цитирует тибуртинскую Сивиллу, которая тоже сравнивает последнего перед приходом Иисуса Христа государя с Карлом Великим.

Для себя я перевел и изучил весь этот интересный документ, но поделюсь тут только его последней частью, говорящей о самом последнем времени - времени Белого царя (Илии) и Антихриста.

Карл Анжуйский коронован королем Сицилии (Париж, 1332–1350 гг.): Royal MS 16 G VI, f. 429в
Карл Анжуйский коронован королем Сицилии (Париж, 1332–1350 гг.): Royal MS 16 G VI, f. 429в

Harley MS 3723 — важный исторический источник, представляющий работу Джеральда Фраше, который интересуется не только прошлым, но и будущим - в частности временем перед Вторым пришествием. Как и из пророчеств Сборника Льва Великого, из труда Джеральда следует, что перед приходом Предтечи будет тяжелая война, из последствий которой стране предстоит выйти вместе с Белым царем.

В хронике Джеральда, который пытается понять и изложить историю будущих, последних времен, говорится еще, что перед этим будет какая-то инфекционная болезнь, язва, которая облетит весь мир.

Дельфийская Сивилла. (1509) Микеланджело. Сикстинская капелла, Ватикан.
Дельфийская Сивилла. (1509) Микеланджело. Сикстинская капелла, Ватикан.

Согласно легенде, причиной встречи императора и пророчицы было то, что Август хотел, чтобы она ответила, следует ли ему поклоняться солнцу как богу или нет. Позднее история этой встречи стала излюбленным мотивом христианских художников.

Легенды гласят, что она всегда держала в руке какую-то толстую книгу, и ее пророческие ответы Сенат передавал в столицу. Ее знаменитае Оракулы были известны по крайней мере с 380 году нашей эры. В Средние века она была уже столь широко известной, что ее стали включать в разные исторические хроники, как аппендикс.

Содержание этого Оракула описывает императора по имени Констанс (Константин), которому суждено победить врагов христианства и положить начало периоду великого богатства и мира. Он должен положить конец язычеству и обратить иудеев в христианство. Пророчество прославилось в древности, в основном, благодаря одной-единственной фразе: «Царь римлян присвоит себе всю христианскую империю».

Тибуртинская сивилла, 1483 г. Фреска в церкви св. Иоанна Богослова в Тиволи, Италия.
Тибуртинская сивилла, 1483 г. Фреска в церкви св. Иоанна Богослова в Тиволи, Италия.

Пророчество Сивиллы

Таким образом, пророчество стало бестселлером своего времени, поскольку исполнение виделось в победе императора Константина и в торжестве христианства в 313-ом году.

Древний текст представляет собой интерпретацию сна тибуртинской сивиллы, в котором она дает краткий обзор девяти "солнцам" - или девяти периодам христианской истории, начиная с истории Константина и заканчивая историей последнего императора - Белого царя (нового и последнего императора Константина) и его противостоянии антихристу. Вслед за этим видение предвидит апокалиптический конец света и Второе пришествие Иисуса Христа.

Содержание этого пророчества было настолько шокирующим, что на протяжении веков читатели и пугались, и тянулись к этим пророчествам о надвигающихмя девяти солнцах новой эпохи, этих солнцах, появляющихся в небе, и каждое из которых было еще уродливее и запятнаннее кровью, чем предыдущее. Эти солнца должны были представлять, если точнее, семь, а не девять эпох человеческой истории - точно также, как в книге Откровения говорится (2-3 главы) о семи церквах как о семи периодах человечества.

Пророчество тибуртинской Сивиллы императору Августу. (1480-1485) Стедель.
Пророчество тибуртинской Сивиллы императору Августу. (1480-1485) Стедель.

Девять солнц появилось за счет того, что первое и последнее солнце - это Первое и Второе пришествия Иисуса Христа. Приведу для вас мой перевод лишь самой последней части этого Оракула - той самой, в которой описывается последнее столкновение Белого царя с антихристом и краткое поражение Белого царя:

(209) Когда придет правитель разрушения, тот, кто изменился, и нанесет удар, (210) он совершит знамения и чудеса на земле. Он превратит солнце во (211) тьму, а луну в кровь. После этого источники и реки высохнут, и Нил в Египте превратится в кровь. (213) Оставшиеся люди будут копать колодцы и искать (214) проточную воду, но не найдут ее. Тогда появятся два человека, (215) не знающие опыта смерти, Енох и Илия, и они поведут войну (216) против правителя разрушения. Но он скажет: "Мое время пришло"; и (217) убьет их в гневе своем. И тогда тот, кто будет распят, сойдет (218) с неба, как большая и сверкающая звезда, и воскресит тех двух мужей. (219) И тот, кто будет пригвожден ко кресту, будет вести войну против (220) сына погибели, и он убьет его и все его (221) воинство. Тогда земля Египетская будет сожжена на двенадцать локтей, и земля (222) возопиет Богу: "Господи, я девственница", после этого Иудейская (223) земля будет сожжена на восемнадцать локтей, и земля воззовет к Богу: (224) "Господи, я девственница", тогда придет Сын Божий в (225) великой силе и славе судить поколения девяти солнц. Тогда (226) Христос, Сын Бога Живого, будет править со Своими святыми (227) ангелами. Аминь, да будет так, аминь!

Выводы

Честно говоря, вполне допускаю, что этот Оракул был написан действительно уже после победы Константина. в середине 4-го века, и не содержит никакой самостоятельной пророческой информации. Тем не менее документ этот важен и интересен, так как он в общих чертах отображает принятую фактически всеми христианами всего мира общую пророческую картину, включая участие двух помазанников - царя и пророка, Ильи и Моисея, как называет их документ - в последнем противостоянии антихристу. Эту же картину мы видим в Откровение 11 главе, в книге пророка Даниила и еще в ряде библейских пророчеств.

А вот Оракулы о Белом царе, которые вошли в Сборник Льва Великого - это уже очень конкретные, направленные откровения о личности Белого царя. Интересно, друзья, что за эти три месяца, в которые я обещал не делиться главным документом о Белом царе, из Сборника Льва Великого, я предпринимал много попытое найти еще что-то в древней литературе, в манускриптах - повествующее о Белом царе. И я нашел немало интересных документов - по типу приведенного выше Оракула. Но все-таки ничего подобного Сборнику Льва Великого я не нашел. Находил те или иные пророчества из Сборника, рассеянные в патристической литературе, но такой целой картины, таких конкретных и важных деталей, как в Сборнике, похоже, нигде больше нет. Значит, скоро поделюсь самым важным - тем, свидетелями чего, до мелочей, мы с вами призваны в скором времени быть.