Найти тему

Как синдром отличника влияет на человека.

Оглавление

Человек с синдромом отличника не осознает, что успех не всегда измеряется оценками или одобрением. Учеба – один из самых важных и продолжительных жизненных этапов, но после нее будут уже другие критерии оценивания. У человека сохраняется модель поведения, и он так и будет всю жизнь желать и стремиться к похвале и одобрению, но только уже не от учителя или родителя, а от партнера, работодателя или другого значимого лица.

Пример последствий синдрома отличника:

  • Чужой успех воспринимается как собственное поражение;
  • Зависимость от мнения окружающих;
  • Чрезмерное опасение провала;
  • Невозможность трезво оценить качество своей работы;
  • Нерешимость в принятии ответственных решений.

У детей и взрослых часто развиваются осложнения на базе эмоциональной неустойчивости. В детском возрасте могут появиться тики, ОКР, психосоматические реакции, ослабление иммунитета, головокружения. В подростковые годы появляется социальная тревожность – боязнь социализации (общение со сверстниками и окружающими людьми). У взрослых людей, при отсутствии психологической профилактики, развиваются неврозы и психосоматические заболевания, депрессия и др.

Симптомы синдрома отличника.

У детей и подростков синдром отличника проявляется следующим образом:

  1. Гиперчувствительность к критике. Ребенок сильно переживает из-за малейшей ошибки, в последствии неохотно берется за подобные задания, при первых ошибках отказываясь от него и признавая поражение.
  2. Частые истерики – аффективные всплески, возникающие из-за эмоциональной неустойчивости к недостаточному вниманию, критике и неудачам.
  3. Стремление получить лучший результат любой ценой, будь то ложь, манипуляции, угрозы или шантаж.
  4. Ребенок легко может пожертвовать развлечениями или встречами с друзьями в пользу учебы.
-2

Симптомы важно выявлять еще в раннем возрасте, чтобы не возникло тяжелых психических осложнений, которые могут разрушить жизнь человека в будущем, так как такой человек постоянно находится в состоянии эмоционального напряжения, что плохо сказывается на также на физическим здоровье.

Физические болезни, возникающие из-за синдрома отличника:

  1. Регулярные простудные заболевания.
  2. Физическое истощение, астения.
  3. Бессонница, головные боли, головокружения, повышенное давление.
  4. Расстройство ЖКТ.

Причины появления

Синдром отличника начинает формироваться в основном в школьном возрасте. В его основе лежат особенности личности: потребности, комплексы, личностные установки, заложенные ценности. Немаловажную роль играют в его формировании родители. Зачастую именно ошибки в воспитании ребенка пагубно влияют на его психику.

Среди ошибок воспитания можно выделить нереализованные ожидания родителей, тщеславие, амбиции, собственные невылеченные психологические заболевания – тот же синдром отличника у одного или обоих родителей.

-3

Давление, оказываемое на детей, побуждает их стыдиться ошибок и скрывать их, чтобы никто не узнал о провале. Удовольствие от учебы со временем пропадает, уступая желанию получить одобрение и похвалу, что как раз и приводит к эмоциональному выгоранию. Образование уже не кажется важным, собственные интересы тоже, потребность в положительной оценке становится первичной целью. Со временем у ребенка проявляется депрессия и апатия, неврозы на почве состояния постоянной тревоги.

Также, одной из причин возникновения является заниженная самооценка. За счёт достижений в учебе, в спорте или других внеклассных занятиях ребенок пытается восполнить неуверенность в себе, из-за убеждения в том, что только награда является показателем его значимости. А признание окружающими успехов, наград, положительных качеств ненадолго может повысить его самооценку.

Как можно предотвратить появление синдрома отличника или, если он уже есть, вылечиться от него?

-4

Прежде всего нужно помнить, что одобрение окружающих – не цель, к которой стоит стремиться, ведь учеба предназначена совершенно для другого: для саморазвития и помощи детям в определении жизненного пути в будущем. Родителям не следует давить на ребенка, загружать учебой и настаивать на важности лучшего результата. Дети должны знать, что они любимы не за их достижения и высокие оценки, а просто потому что они значимы такие, какие они есть. Также важно хвалить ребенка не только за результаты, но и за старания, приложенные к делу усилия. Нужно помнить, что неудачи и ошибки – неотъемлемая часть пути, без которых развитие личности невозможно.

Не стоит сравнивать достижения детей между собой, чтобы не вызвать нездоровую конкуренцию, лучше научить ребенка радоваться чужим успехам, как и своим. Не стоит проецировать на детей свои несбывшиеся мечты, не нужно перегружать их всевозможными кружками, секциями и дополнительными занятиями, - пусть ребенок сам выберет, по какому пути ему пойти, в какой сфере развиваться, его нужно только подтолкнуть к выбору.

Если у ребенка уже есть синдром отличника, и это было подтверждено специалистами, то все еще можно исправить. Существует множество различных способов лечения этого комплекса, на некоторые из психотерапий стоит обратить внимание:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Терапевтические беседы со специалистом, в ходе которых ребенку помогают осознать наличие у него таких проблем как: заниженная самооценка, неумение проигрывать, выделять приоритеты, неумение заводить дружеские отношения со сверстниками и учиться на ошибках. После проводится коррекция поведения – выделение времени на развлечения и отдых, поощрение здоровой концентрации в стрессовых ситуациях.
  • Семейная психотерапия. Источником синдрома отличника часто становятся родители. Для лечения необходимо не только поменять личность пациента, но и изменить поведение и суждения родителей.
  • Групповые беседы-тренинги. Работа в команде помогает ребенку осознать, что он не один в подобной ситуации, и завести новые дружеские отношения со сверстниками. Совместно дети с помощью игр обсуждают свои тревоги и переживания, учатся с ними бороться.
-5