Найти тему
ПтицеГриб

Стресс в жизни творческого человека

Оглавление

Я учусь на психолога, бакалавриат, 3 курс. Уже второй год провожу учебные исследования на тему взаимосвязи творчества и психической жизни человека. На этот раз в рамках дисциплины "Психология стресса" провела диагностику творческих людей на определение уровня стресса и стрессоустойчивости. Хочу поделиться с вами общими результатами! Конечно, это не докторская диссертация и не подтвержденная научная статья, а учебная работа... Но результаты очень интересны.

Творчество само по себе обладает противоречивым характером. С одной стороны, с ним связаны понятия сублимации (З. Фрейд), катарсиса (Л. С. Выготский), самореализации (В. А. Маслоу), рефлексия (Кривцун О. А.), а с другой – отчуждение (Д. А. Давыдов, К. Маркс), одиночество и нарциссизм (Кривцун О. А.). Стресс, в аспекте творческой деятельности, аналогично носит противоположный характер. Во-первых, он может порождать процесс творчества, являясь одним из элементов механизмов творческой деятельности. Во-вторых, само творчество может вызвать у творца состояние стресса.

Какова роль стресса в жизни творческого человека? Какой уровень стресса и стрессоустойчивости у творческих людей? Это главные вопросы исследования.

-2
  • Цель: диагностика уровня стресса, стрессоустойчивости.
  • Гипотеза: творческим людям присуще состояние стресса и низкая стрессоустойчивость.
  • Выборка: 15 женщин в возрасте от 21 года до 48 лет, занимающихся художественным творчеством (вышивка, вязание, рисование, декоративно-прикладное искусство).

В ходе работы было проведено тестирование в Google-формах на основании трех стандартизированных методик.

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах; неспецифические психофизиологические проявления адаптации организма при действии любых значимых для него факторов (стрессоров).

Стрессоустойчивость – интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». Характеризуется «эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу». В отличие от понятия стресса, характеризует не состояние, а подверженность стрессу.

-3

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Тест № 1. Определение уровня стресса. Методика «Шкала психологического стресса PSM-25»

В результате опроса 15 человек было выявлено, что у 53,3% (8 человек) и 20% (3 человека) испытуемых проявляется средний и высокий уровень стресса соответственно. Всего 26,7% опрошенных обладают низким уровнем стресса.

Следовательно, большая часть творческих людей, согласно определению стресса, находятся в состоянии психического напряжения, которое можно охарактеризовать следующим образом. Согласно тестированию, большее количество баллов было набрано испытуемыми в вопросах №5 (Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются), №12 (Я чувствую себя уставшим), №3 (Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени), №8 (Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен). Меньшее – в вопросах №15 (Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание), №9 (Меня внезапно бросает то в жар, то в холод), №10 (Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить), №22 (Я чувствую тяжесть на своих плечах).

Во-первых, по этим данным, можно утверждать, что психическое напряжение творческих испытуемых обусловлено наличием большого количества идей, требующих реализации и воплощения в жизнь. Непостоянство и нестабильность мыслительных процессов, связанных с осуществлением продуктов воображения и фантазии, приводят к состоянию усталости и перегруженности, к ощущению нехватки времени, что и вызывает стресс.

Во-вторых, исходя из меньшего количества баллов по физиологическим показателям проявления стресса, следует сказать, что состояние стресса испытуемых не сопровождается затруднениями дыхания, жаром или холодом, ощущением тяжести. Физиологические проявления стресса сведены к минимуму.

Вероятно, что в случае осуществления творческих интенций, уровень стресса бы снизился. Однако, механизмы творческого процесса таковы, что природа творческого сознания находится в непрерывной связи с бессознательными мотивами, и осуществление одних творческих планов непременно породит представления о других. Вопрос о том, как регулировать уровень стресса и держать баланс между внутреннем психическим напряжением и устойчивым спокойным состоянием творческого человека находится за рамками данного исследования и требует решения.

-4

Тест № 2. Определение уровня стрессоустойчивости. Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона).

Результаты тестирования показали, что ответы испытуемых на самооценку стрессоустойчивости разделились на «удовлетворительно» (66,7%) и «плохо» (33,3%). Возможные оценки стрессоустойчивости как «отлично», «хорошо», «очень плохо» не выявлены.

Данные указывают на низкую стрессоустойчивость творческих испытуемых со средневысокой предрасположенностью к стрессу. Большее количество баллов, набранных по вопросам №1 (Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?), №4 (Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?), №9 (Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?) свидетельствует о неспособности опрошенных к контролю собственных чувств, эмоций и адекватному эмоциональному восприятию неожиданных событий; желании держать происходящие события под собственным контролем; неуверенности и сомнении в возможностях справиться с трудностями. Наименьшее количество баллов набрано по вопросам №7 (Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?), №10 (Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?), №2 (Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?). Это говорит о том, что со стороны мнения испытуемых не существует непреодолимых проблем – все решаемо.

Таким образом, удовлетворительно-плохая оценка стрессоустойчивости указывает на низкий уровень предрасположенности к стрессу. Состояние испытуемых определяется нарушениями равновесия в эмоциональной сфере, неуверенностью в собственных силах.

-5

Тест №3. Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости

Как показали количественные данные, люди типа Б, определяемые как «стрессоустойчивые» не выявлены. Большая часть опрошенных (53,3%) относятся к умеренно-выраженной склонности типа А, которому присуща частая неустойчивость к стрессам, сопровождающимся нацеленностью на результат, собственной неудовлетворенностью, нетерпеливостью, гиперактивностью. Один из опрошенных относится к явному типу А, которому присущи явно-выраженные описанные выше признаки с дополнением агрессивностью, гиперактивностью, быстрой речью, напряженной лицевой мускулатурой. Остальная часть опрошенных (40%) относятся к умеренно-выраженной склонности типа Б: такие люди не всегда проявляют стрессоустойчивость, но их способность контролировать внутреннее напряжение выше, чем у испытуемых умеренно-выраженной склонности типа А.

Большее количество баллов набрано по вопросам №4 (Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?), №6 (Испытываете ли вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет работу медленнее, чем вы сами могли бы сделать?), №7 (Часто ли вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он кончит говорить?). Меньшее – во вопросам №2 (Часто ли вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?), №3 (Часто ли вам приходится задерживаться на работе или дома заниматься делами, связанными с работой?), №10 (Часто ли вас выводит из терпения ожидание в очередях?), №19 (Часто ли ваша жена или близкие просят вас меньше заниматься делами и больше времени уделять семье?). Это указывает на нетерпеливость и нехватку времени, с одной стороны, и на независимость стрессоустойчивости от работы и окружения среди родственников и незнакомых людей – с другой.

Таким образом, творческие люди не обладают таким качеством личности, как стрессоустойчивость.

-6

Заключение

Итак, в данном исследовании достигнута изначально поставленная цель – проведена диагностика уровня стресса и стрессоустойчивости у творческих людей. Основной вывод, который необходимо подвести, заключается в подтверждении гипотезы о присущим творческим людям состоянии стресса и низкой стрессоустойчивости (средневысокие показатели уровней). Об установлении взаимосвязи между показателями стресса и стрессоустойчивости нужно сказать, что зависимость прямая: средневысоким показателям стресса соответствуют средневысокие показатели стрессоустойчивости.

Справедливо утверждать, что стресс сопровождает творческий процесс. Вероятно, без внутренних («жажды самореализации, бурлении замыслов, интуитивных стремлений, неудержимых расчетливых размышлений о грядущих победах») и внешних творческих побуждений («обязательства творца, приказы – творчески достигнуть цели и обстоятельства») не было бы тех произведений искусства, которых людям счастливиться наблюдать в музеях.

Творчество и стресс, одаренность и психические переживания – две стороны одной медали.

-7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/ Е. П. Ильин. – СПБ: Питер, 2009. – 434 с.

2. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст]/ Л. А. Китаев-Смык. – Москва: Наука, 1983. – 368 с.

3. Китаев-Смык, Л. А. Сознание и стресс: Творчество. Совладание. Выгорание. Невроз [Текст]/ Л. А. Китаев-Смык. – Москва: Смысл, 2015. – 768 с. Режим доступа: https://sites.google.com/site/conscioustress/

4. Куприянов, Р. В. Психодиагностика стресса: практикум [Текст]/ Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.

5. Селье Ганс, Стресс без дистресса [Текст]/ Ганс Селье. – Москва: Прогресс, 1979. – 124 с. Режим доступа: https://royallib.com/read/sele_gans/stress_bez_distressa.html#0