Нью Йорк. 1 марта 2020 года. Остаются считанные дни до пандемии, которая изменит мировой порядок на следующие 2 года. На самой главной выставочной площадке страны и, наверное, мира - в Музее Современного Искусства МоМА открывается огромная ретроспектива Дональда Джадда, чтоб закрыться через несколько дней и заставить всех эстетов и поклонников его творчества мучительно ждать.
Не зря Энн Темкин, куратор этой выставки написала в каталоге: "Сложность создания и смысла работ Джадда, их физическую сущность и структуру можно почувствовать не иначе, как лично. Так останется и в будущем, что будет создавать проблемы музеям и публике".
В чём необходимость обязательного присутствия перед работой Джадда? Что сделало влиятельным?
Дональд Джадд родился в небольшом городке Эксельсиор Спрингс в штате Миссури в 1928 году, с населением едва ли в 12,000 человек. И даже он, как покажет время, будет казаться Джадду слишком большим и шумным местом.
Неизвестно что повлияло на выбор молодого человека, только отслужившего в армии США, но в 50-х Джадд начинает изучать историю искусств и философию в Колумбийском университете. Этот максимально нетипичный и необъяснимый поворот его биографии и определил во многом всю дальнейшую жизнь звезды американского современного искусства.
Сначала Дональд Джадд - арт критик, стал писать для нескольких влиятельных Нью Йоркских журналов. И конечно, он не мог обойти стороной художников-минималистов, которые были в 60-х на гребне популярности.
"Сначала он прославился своими критическими статьями об искусстве - с рубленными фразами и язвительно пренебрежительным отношением к произведениям, которые ему не нравились, а потом уже собственными работами" - пишет о Дональде Джадде теоретик искусства Мартин Гейфорд
Дэн Флавин, Карл Андре, Сол Левитт, Фрэнк Стелла - это самые важные представители нового направления в искусстве. Минимализм вобрал черты авангарда, баухауса и концептуального реди-мейда. И хотя Джадд до конца жизни отрицал причастность к этому направлению, подводя под свои бетонные кубы, алюминивые пластины или вмонтированные в стену монохромные бруски из дсп и плексигласа совсем другую идеологию "объемной живописи". Но как раз Джадд считается историками искусств, по моему мнению, небезосновательно - одним из выдающихся минималистов.
Дональд Джадд был очень своеобразным человеком, несомненно эксцентриком, его отношения с пространством были особенные даже в личной сфере. "Пригодное" и "комфортное" для жизни для него становилось только помещение с достаточным количеством света и места для его творений. То есть оно должно было быть гигантским.
"Пространство нельзя просто взять и поставить в рамку. Оно создаётся мыслью", - вооружившись этим лозунгом Джадд купил в начале 70-х заброшенную фабрику в Сохо, на Спринг-стрит, 101 в Нью-Йорке. Он преобразовал в мультифункциональное пространство, по сути став одним из первых популяризатором лофта.
На первом этаже и сейчас, посетив это место в Нью Йорке, вы увидите выставочное пространство, на втором — помещения, в которых жил Джадд с семьей, на третьем — художественную мастерскую, на четвертом и пятом этажах — большую столовую и спальни для гостей и участников арт-резиденций, которые устраивал Джадд.
Но размеры фабрики уже через пару лет оказались тесны для идей художника. И он начал искать под свои проекты... целый город. Джадд долго колесил по Югу, пока не нашёл идеальное место. Городок Марфа, названный в честь то ли героини Достоевского, то ли Жюля Верна (из романа "Михаил Строгов") стал воплощением всего, что интересовало Джадда - бесконечного пространства, полуразрушенных или пустующих помещений и почти полного отсутствия населения. На тот момент в Марфе едва ли было 2.000 жителей.
В посвещённой Джадду главе из книги Гейфорда "В погоне за искусством", автор пишет:
"Начав однажды скупать недвижимость, (Джадд) не мог остановиться. На момент смерти в 1994 году он владел в Марфе девятью зданиями, включавшими бывший банк, продуктовый магазин, бывший склад площадью более 2000 кв. метров, супермаркет, а также целым кварталом, который он преобразовал в единое жилое пространство, включавшее мастерскую и двор".
Он оградил свой "Квартал" от тысячи местных жителей стеной и занимался тем, что устраивал шоу для непрекращающегося потока гостей из модной арт-тусовки. К концу 70-х Джадд стал очень влиятельным и богатым художником и во время своей жизни в Марфе не стеснялся тратить огромные суммы на свои прихоти и пополнять коллекцию, библиотеку и домашние склады всеми мыслимыми предметами роскоши.
Так бывший банк Марфы стал местом хранения его собрания модернистской мебели, а в бывшем супермаркете он разместил коллекцию сёдл и хомутов. Его "летняя спальня" - это часть бывшего военного склада, на огромной площади которого Джадд разместил только низкую кровать и несколько своих скульптур. Чтобы осмотреть всю территорию ранчо художника его посетителям понадобится минимум 3 часа езды на машине в одну сторону.
После смерти Дональда Джадда всеми этими территориями, помещениями, коллекциями стал распоряжаться Фонд Чинати. И тысячи исследователей минимализма, последователей и поклонников Джадда приезжают ежегодно в маленький далёкий пыльный техасский городок посреди Нигде и Ничего, чтобы смотреть, как на закате вспыхивают золотыми отблесками разбросанные по равнине десятки гигантских алюминиевых коробок.
И закончу словами цитированного мной прекрасного критика Мартина Гейфорда:
"Чтобы описать впечатления от этого удивительного произведения, подходит только одно слово, которое нашёл Роберт Хьюз: возвышенное"
#минимализм #джадд #американское искусство #техас #дональд джадд #арт критика #современное искусство #виктория чевик