В минувшем феврале исполнилось 105 лет со дня рождения советской, украинской художницы Татьяны Яблонской. Самая знаменитая её картина -"Утро", с которой связана трогательная история любви.
Кто из советских людей не помнит эту иллюстрацию из учебника "Родная речь"? Но, возможно, не всем известно, что на ней изображена старшая дочка Татьяны Ниловны. Девочка делает утреннюю зарядку, на столе её ждёт завтрак, на стуле - аккуратно сложена школьная форма.
Репродукция картины " Утро" была впервые опубликована в 1954 году в журнале "Огонёк", где её и увидел 14-летний подросток из Казахстана Арсен Бейсембинов. Школьник повесил у себя над кроватью портрет девочки. Нет, он не мечтал встретиться с ней. Это был недостижимый идеал. Мальчик из Алма-Аты мечтал научиться рисовать, как автор запавшей в душу картины.
Арсен поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище имени Строганова. Там он подружился с киевлянкой Леной Отрощенко. Для 18-летней девушки этот крупный черноволосый казах стал первой любовью, и она согласилась после первого курса поехать с ним в Алма-Ату знакомиться с семьёй. А когда вошла в его комнату, то обомлела: над кроватью висела репродукция из "Огонька"!
-Это же мамина работа! - воскликнула девушка.- А это мой портрет.
" Мне всегда нравилась эта картина и этот образ, - признался молодой человек.- Каждый раз, когда я смотрел на неё, мне жить хотелось!"
После этого события развивались стремительно: молодые поженились, а через год у них родился сын Зангар, тоже ставший впоследствии художником.
Как вспоминала Елена Сергеевна, сменившая фамилию Отрощенко на Бейсембинову, казахский муж и украинская мама друг друга обожали.
" И дело не в том, что Арсен считал "Утро" нашим семейным талисманом. Они как-то сразу почувствовали друг в друге родственную душу..."
В Алма-Ате Елена и Арсен работали в издательстве иллюстраторами детских книг, потом мультипликаторами на "Казахфильме". Счастливо прожили сорок лет, вплоть до кончины Арсена в 2000 году.
Ныне художница живёт одна на окраине города в старом деревянном доме, где завела фазанов, разводит пионы. И конечно, продолжает писать картины. Особенно любит изображать цветы.
Сама Татьяна Яблонская пережила зятя на пять лет и похоронена в Киеве. Удивительно, что свою самую известную работу она оценивала чрезвычайно критично, утверждая, что "по живописи она ноль".
Хотя Татьяна Ниловна писала в духе социалистического реализма, капиталисты за рубежом высоко оценили её картины, осевшие в частных коллекциях. К счастью, полотно "Хлеб" можно увидеть в Третьяковской галерее.
Сейчас стоимость картин Яблонской достигает десятков тысяч фунтов, на аукционе "Сотбис" особенно в цене были её работы 50- ых годов. Интересно, как бы отнеслись к этому факту партийные чиновники той эпохи, критиковавшие художницу за "идеологически неправильный подход"? Впрочем, Татьяна Ниловна тоже в долгу не оставалась и довольно жёстко указывала им на излишнюю опеку над искусством. И ведь помогло: тогдашний секретарь компартии Украины по пропаганде Андрей Скаба был снят с должности с формулировкой " за разрыв с творческой интеллигенцией".
Татьяна Яблонская отличалась большой работоспособностью, но при этом была чрезвычайно строга к себе. Так свои картины с детьми она называла "сюсюкающими картинками". Как вспоминала дочь, "жгла свои забракованные работы рулонами". К счастью, и "Утро", и многие другие этой участи избежали.