XVIII век, Россия: Северный Урал и просторы Поволжья. Купец М.Ф. Гайдурицкий, успешный предприниматель, тяготится вмешательством в свои дела матушки. И имеет своим намереньем более разбогатеть. Пускаясь от своего положения «во все тяжкие», от случайного знакомого узнает о возможности обогатиться через сиротку. Герои, обитатели тех краев, оказались впутанными в историю с поиском сокровищ, серию убийств и сокрытого таинства.
-----
На торговый обоз наших героев напали волки. Не обошлось без потерь. Возница, спасший барина от погибели, весьма плох. Его отхаживает повитуха, дочь молится за болезного. Хозяин огорчен произошедшим. Послали за лекарем и стряпчим. Барин строит планы на будущее.
Его мечты прерывает матушка. Их встреча не приносит им радости.
Барин, от скуки, закутил с расстригой, безсоромно. Полиция и селяне разыскивают их, дабы предотвратить дальнейшие бесчинства.
Полицмейстер ищет татей, помогает сиротке, разбирается с кражей у банкира Изи.
Тем временем, распопка поведал Гайдурицкому о диковинной ящерке, богатство приносящей. И какое отношение к этому имеет Алёнушка, его воспитанница?
Что до Ачипа, то барин отписал ему деревеньку. Туда и увезла его дочь, под присмотр старца Веденея. Поправляться.
Веденей не прост. И окружение его - пугающее.
-----
Послышался скрип, тихонько отворилась дверь и показался медвежий хребет и лапа с когтями в пол-ладони. Мужичонка закричал, что есть мочи, и зажмурившись, бросился на дверь с криком:
- Чур меня, нечистая!
Ударившись о косяк - шлепнулся. И был поднят лапами с медвежьими когтями.
- Тише ты, Аника - воин. Курей своих распугаешь! Эко ты с ухватом на людей кидаться горазд. - Прогундосил с усмешкой, незнакомец.
Антипыч притих. Человек положил его на топчан. Пахнуло от говорившего ладаном, кедровой смолой и морозом. Болезный, моргая одним глазом (второй опух от удара), вытянул шею и взглянул на дверь. Там, снимая с себя медвежью шкуру, шуршал одежонкой невысокий человек. Перекрестился, оправился и пошел к печи . Взял поленце и подбросил в камелек. Огонек в печи задумался. Затем, нехотя обняв полено - повеселел, распустил пляшущие оранжевые язычки. Человече в черной рясе, подставил натруженные руки к струящемуся от агни(1) теплу. Потирал суставы притопывая. Тихонечко бурчал, отогреваясь.
Антипыч осторожно поднялся и поковылял к незнакомцу. Присел на краешек скамейки, хмурясь. Внимательно рассматривал гостя. Набравшись храбрости, срываясь голосом по - петушиному, спросил:
- Ты кто такой будешь?
Никто уже и не помнил настоящего имени странного скитальца. Бродил он по дорогам, неприкаянный. Народ зазывал его в деревни и села болезни лечить, скот выхаживать. Порой и совета просили. Не сразу дедушка помогал - налагал вначале, выполнить урок: соседу помочь, в церкви поработать или же, например с давним врагом лютым помириться. То было – каждому свое. Бывало кому и слово крепкое выговаривал, вводя мужиков в смущение, а баб — в слезы. Не ведомо ему было чувство зависти, злости. Строг был и сострадателен, отрешен от обывательской жизни земной. Хоть и кормился своим даром, но ровно ничего о нем сказать не мог. Порой его, блаженного, сидящего на паперти по утрам, кто-то любопытный спрашивал, не подумав. Дурачок корчил рожи. Потом, вцепившись ручонками в бедолагу, ревностно шептал, брызгая луковой слюной:
- Я - птица Гамаюн(2) — что мне Правью(3) велено, то человекам и сказываю. Святая Троица, Вера, Любовь и Сострадание - мои сподвижники.
Показывал, позорнику, свой тощий, впалый живот, наступал с криками:
- Цалуй пуп Земли, ублюдок(4). - Тряс надетой на себя железной цепью, ревел звероподобно. Чем наводил на церковную паству небывалый ужас и смущение.
В прошлом году, на святки в Кашенке, молодежь в шуточных нарядах валила толпой по улице. Завидев убогонького - завертела, защекотала, смела с собой на гуляние. На другой день, с бережением, отвели в баньку, помыли, накормили, одели. Старушка, приютившая юродивого, одергивая одетую на старичка рясу с чужого плеча, грустно сказала:
- Вот и дождалась благословения, Божий Человек... Устала я, родненький. Душа болит, тошно. - Тихо шептала старушка, немигая смотря на старичка.
Чудненький взял ее натруженную, иссушенную от трудов руку и покачал головой. Прижал ее голову к своему костлявому плечу, погладил по вдовьему платочку, глухо приговаривая:
- Ничего, ничего. Утешишься, болезная. - И положил ей в ладошку два уголька.
Аккурат, через два дня после Крещения, "отошла" старушка.
С тех пор как появился дед в здешних местах, признали его юродивым. Слушали, диву давались. Что ни скажет — то и сбывалось. Грех было его обидеть словом или делом. Да так и осталось за ним прозвище — Гамаюн.
Все деревеньки соблазняли его остаться надолго - погостить. Только божевольный выбрал сопку у Печужкина ручья, где построил себе сторожку и баньку. Кто бывал у того домишки – сказывали: «Дышать там невозможно, будто воздуха не хватало. Пахло цветами и туман был по ночам, даже в трескучий мороз». Другие говаривали, что гора там, на подобии Синайской - голова кругом, жутко. А домик убогого был украшен чудно и не на земле он стоит вовсе, а парит над опушкой.
Говаривали еще, кажись, Гамаюн водил знакомство с великим аскетом и местным старцем Ионой.
Тот жил в этих местах давно. Старожилы не знали сколько ему лет, может и сто. Он сам не помнил. Поживал в пещерке, что выкопал на берегу реки. Кормился чем люди помогут и ягодами лесными, грибами, держал огород. Мастерил он знатные бирюльки(5). Вот удача была родителям такую игрушку детю заполучить - детки тогда росли веселыми и судьбой не обиженными. Малое святилище - пещерка эта, была в трех днях пути от Потьмы. Еле заметная тропа петляла по крутым, дремучим сопкам. Потому редко к старцу люди доходили. Из мирских, никто и никогда монаха не видел. Завсегда он за холстиной скрывался и говорил с пришлыми через нее. Лишь Гамаюна он до себя, все же, пустил. Видно, часто спорили они. По тому, как Гамаюн, проговаривался, что Иона от их разговоров расстраивался и долго его, "несчастненького", к себе не допускал.
Так поведал Гамаюн Антипычу свою историю. Отогревшись, юродивый сидел на лавке и счастливо улыбался беззубым ртом.
(Продолжение следует)
-----
1. Агни – огонь, воплощение славянского Бога Агни. Знак триединства Души, Духа, Тела.
2. Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.
3. Правь – ментальный, Божественный мир.
4. Ублюдок - недоразвитый, никчемный человек.
5. Бирюльки – игра: необходимо вытащить соломенным крючком бирюльку, из сложенной из них кучи, не потревожив остальные фигуры. Бирюлька – маленькая вещица из дерева в виде чашки, блюдца и т.п.. Умельцы искусно вытачивали такие из березы, липы и кости. Способствует развитию мелкой моторики у детей.