Лётчики в Красной Армии всегда находились на особенном, привилегированном положении. Одно слово – «Сталинские соколы». Но спрос с них тоже был, причём довольно строгий. Возьмём, к примеру, два приказа Сталина – № 0489 от 17 июня 1942 г. «О действиях истребителей по уничтожению бомбардировщиков противника», и № 0685 т 9 сентября 1942 г. Об установлении понятия боевого вылета для истребителей».
В первом приказе вождь жёстко критикует лётчиков всех уровней за то, что:
«ни пилоты, ни командиры полков, ни командиры дивизий, ни командующие ВВС фронтов и воздушных армий понимают, что основная задача наших истребителей – уничтожать бомбардировщики врага, не давать им сбросить свой груз на наши войска и объекты».
«Наши лётчики идут на уловку врага: ввязываются в дуэли с истребителями»
Истребителям противника, которые прикрывают своих бомбардировщиков, удаётся сковать наших истребителей, не допустить их к бомбардировщикам. Наши истребители идут на эту уловку врага, ввязываются в воздушные дуэли с вражескими истребителями, а бомбардировщикам дают возможность сбрасывать бомбы на наши войска и другие объекты нападения – отмечает Сталин.
В связи с этим, он приказывает советским лётчикам-истребителям считать бомбардировщики врага своей основной и первоочередной целью. И, чтобы не быть голословным, полностью меняет систему мотивации.
За каждый сбитый бомбардировщик приказывает выплачивать 2 тыс рублей; за транспортный самолёт 1,5 тыс.; за истребитель – 1 тыс. руб.
К званию Героя распоряжается представлять тех, кто собьёт в воздушных боях 10 истребителей противника или 5 бомбардировщиков.
Выплату за сбитые самолёты противника вождь распоряжается производить только в случаях подтверждения каждого факта наземными войсками, фотоснимком и докладами нескольких лётчиков.
«Поощрять только честных летчиков, а ловкачей и трусов – изгонять и наказывать»
Второй приказ посвящён тому, что «наша истребительная авиация работает плохо и свои боевые задачи очень часто не выполняет». В чём это выражается? В том, что истребители уклоняются от боя, даже при количественном превосходстве над противником, ходят в стороне, допускают уничтожение наших штурмовиков и бомбардировщиков. А денежные вознаграждения и правительственные награды за боевые вылеты получают, извращая приказ НКО за № 0299.
Такое положение вещей не воспитывает наших истребителей в духе активного нападения на самолёты противника и даёт широкие возможности и дополнительные преимущества «ловкачам и трусам» перед «честными и храбрыми лётчиками».
В связи с этими позорными явлениями, вождь приказывает считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором сопровождаемые штурмовики и бомбардировщики не понесли потерь.
Сталин приказывает засчитывать сбитыми только те самолёты противника, которые подтверждены фотоснимком или письменным донесением наземного наблюдения.
А как именно «изгонять и наказывать ловкачей и трусов»? Вождь даёт на этот счёт однозначную инструкцию – «лётчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту».
🔵8 малоизвестных фактов о приемнике Сталина Маленкове, про которые не говорили в советское время
На фоне этого документа, не афишируемого в советские времена, не такими уж хвастливыми выглядят многочисленные рассказы в мемуарах немецких лётчиков о том, что советские истребители в начале войны в бой с ними вступать избегали. А также – становится понятной «политика партии» в отношении лётчиков. Простыми словами её можно сформулировать так: «Да, ты крутой, но и спрос с тебя будет строгим, так что соответствуй званию «сталинского сокола»!
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете насколько эффективна эта стратегия?