Найти тему
Алексей КакЛеонов

Темная Башня Стивена Кинга Две Башни Толкина Беовульф 4 Глава Образы МУЖчины, сына, отца, брата, героя, спасителя.

Из сказанного в Библии о происхождении женщины становится понятно, что она создана ДЛЯ мужчины, чтобы помогать ему в осуществлении миссии, к которой Бог его призывает. Бог отдает мир мужчине для покорения и владычества, для преображения и приведения его в соответствие с тем, что Бог думает о мире и человеке и с тем, что мужчина думает о том, что думает Бог. Мир принадлежит мужикам. И чем раньше это поймут женщины, тем счастливее они станут, получив возможность занять то место, которое им определил Господь. Как говорят мужики на работе, Бог – не фраер! Но, ладно – женщине. Мужчине нужно, прежде всего, понять, чтО ждет от него Бог, и насколько Он серьезно относится к роли мужчины в этом мире.

Сам Бог – ОН. Отец и Сын предстают нам в Писании, в описании, в мужских образах. Дух Святой – Бог, и мы о нем говорим «ОН». То, что Бога описывают в человеческих очертаниях, скорее говорит, что не Он как мужчина, а мужчина как Он. И Бог стал Человеком, читаем мы в Писании об Иисусе Христе. Читаем и не всегда видим этот смысловой оттенок – Бог стал Мужчиной. Бог принял наш образ, потому что мы однажды, по Его воле, приняли Его образ. Мы, мужчины. И женщины, которые сделаны по образу мужчины, из его кости и плоти, посредством мужчины также являются образом Бога. Бога Отца. Богини матери нет. Все - от Отца.

И о Спасителе, обещанном Богом Еве в первых главах Библии говорится как о Мужчине. Так и поняла Ева. Когда у нее родился первый сын, она называет его Каин, что значит «человек Божий», она ошибочно приняла рождение первого сына за рождение Спасителя. Но она не ошиблась в том, что ответственность за то, что творится в этом мире, Бог возложил на мужчину, несмотря на то, что женщина первая согрешила.

И этим Спасителем стал Сам Бог, став Человеком. Бог принял наш образ, потому что мы носим Его образ. В Иисусе Христе миру открылся не только Сам Бог, но и то, каким должен быть настоящий Мужчина. Этот Мужчина ценит Правду выше жизни и во имя своей Любви Он идет на смерть. Не жалея Себя, он спасает целый мир. Сохранив верность Себе, Он передает ее миру. Он Своей жизнью и смертью открыл нам, мужчинам, что спасти кого-то мы можем, оставшись верными себе и Богу, даже если ценой этой верности будет наша жизнь. А что жизнь, мужики?

«А "жизнь" - только слово, есть лишь любовь и есть смерть...

Эй! А кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить,

А любовь стоит того, чтобы ждать...»(С)

Тем более, что есть и другая жизнь, ради которой и эта, лишь как предисловие, существует.

Как и сказал Джейк Роланду, принимая смерть, как из руки Бога: «Тогда идите, есть и другие миры кроме этого!». Наша жизнь – это восхождение к вершине. К новой жизни. К вершине, где Христос сидит одесную Бога. И нам уготовано место на вершине, рядом с Богом. Но этой вершины нужно достичь, восходя на новые круги жизни. И это восхождение мы можем сделать лишь как мужчины, как это сделал Он – Спаситель и как этого от нас ожидает Он – Бог.

В Темной Башне спасителем миров избран Роланд. Сын отца, сына отцов, сыновей Артура, получившего право и обязанность хранить миры в равновесии. Но миры сдвинулись, потому что некогда мужчины отказались от верности самим себе и своем призванию. Они потеряли связь с первообразом, забыв лица (образы) своих отцов. В мире Темной Башни уже никто толком и не помнил о Творце,  Отце отцов, Его Лицо было забыто. Кинг очень четко прослеживает эту связь, постоянно напоминая, что главный грех – это «забвение лиц отцов», отказ от верности отцам и Отцу отцов, соответственно. Ниже, целый абзац – сплошной спойлер (типа – кто является отцом Люка Скайуокера)))

Внимание, ниже  - спойлер.

Почему не удался поход Роланда? Или удался наполовину. Все просто – он забыл лицо отца, как тот забыл лицо своих отцов. Роланд в первой книге «Стрелок» ,вопреки пророчеству о Чайлде Роланде, подходящем к Темной Башне, появляется в нашем поле зрения без рога, в который Чайлд Роланд обязан протрубить, возвещая имена мужиков, достойных лиц своих отцов. Рог – был Сигулом, то есть знаком достоинства, достоинства того звания, которое получил Артур и передал своим сынам. Роланд, преследуя благую цель на каком-то этапе, где-то потерял королевское достоинство. И преследование Цели превратилось в одержимость, которая даже сроднила его в чем-то с теми, с кем он сражался. Не случайно именно от него рождается Мордред. И не случайно все, кого он любит, погибают. Все – не случайно. Провал миссии Роланда был предопределен из-за того, что он изменил себе, своей роли, призванию своих отцов. И потеряв себя, он теряет и мир. Нет спасению миру без спасения души. Это к слову о героях, потерявших честь, о чем выше я обозначал тему. Но не все так плохо, как есть, если мы читаем это повествование. Судьба, СудБОга, дает Роланду шанс обрести честь вновь и вспомнить лица отцов. То, что Роланд не был антигероем, позволило ему достичь успеха миссии, но лишь наполовину. Он спасает Башню, приобретает мир (казалось бы), но душе своей вредит (теряет честь). А какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит? Душа мужика – вот он центр всех миров. Спасайте души ваши, - говорит Писание. «Без мужика тайга одинока». Не нужна и Башня и миры ее, если в них не будет души, образа Божия… В Библии также сказано: Еккл. 3:15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, - и Бог воззовет прошедшее. И Бог возвал прошедшее и вернул Роланда на круги, где он мог бы вновь все сделать правильно, как отцы заповедали. Вот на этом данный спойлер к истории Темной Башни заканчивается.

-2
-3

Берен, известный по Сильмариллиону Толкина, совершил великий подвиг, победив вместе со своей Лютиень самого Моргота в их споре из-за Сильмарилла, но умер, не закончив всего, что он должен был сделать. Лютиень следует за ним в чертоги Мандоса и вместе они просят дать им еще одну возможность вернуться в мир людей и закончить начатое. Такая возможность им дается по особой милости Илуватора, и они вновь возвращаются в круги мира и проживают жизнь достойно. Идея цикличности жизни и прохождения кругов, переход из мира в мир присутствует у Толкина как и у Кинга (скорее, у Кинга как у Толкина))). Также присутствует идея подвига, как аналога искупления, как средства познания тайны жизни и смерти. Откр.2: 10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Этот стих очень хорошо подходит для описания истории Берена. Бог улыбается смелым. Боязливые – их участь во тьме внешней. Там, где Мелькор, связанный, ждет своего часа. Бог улыбнулся Берену, дав ему за смелость двойную часть, вернув его на круг этого мира во второй раз, показав тем самым то, что от людей Он ожидает благородства, выраженном в подвиге. Чтобы Его тайный огнь, который Он спрятал ото всех, проявился именно в сердцах Его сыновей. Чтобы через подвиг сыновья Илуватора вспоминали Его Лицо и это Лицо являли миру. Откр.2: 17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Каждый, кто побеждает, получит в новом круге жизни свой «Сильмарилл». И этот Сильмарилл будет сиять в его короне. И светом этой славы наполнится мир Детей Илуватора. Откр.21:7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

-4

Потомок Берена Арагорн восстанавливает вновь падшее и павшее царство отцов, восстанавливает древний меч предков. Он скитается как бомж по развалинам царства отцов, принимая на свой счет оскорбления неверующих людей. Это путь его веры в мужество, в свет, в Илуватора. Через его веру с его рода снимается проклятие Исильдура, совратившегося гордыней и злобой. Он призывает людей запада к очищению, подвигу, чтобы через него искупить свою небрежность в хранении Наследия Отцов. Ведь именно слабость людей, в которую они себя погрузили через гордыню и трусость, послужила причиной восстания сил тьмы, возглавленной во времена Арагорна пособником Моргота Сауроном.

Речь Арагорна у Врат Мордора, согласно кинофильма:

Я вижу тот же страх, который сжимал мое сердце,

возможно, наступит день,

когда мужество оставит в трудные дни,

и мы предадим друзей,

и разорвем все узы дружбы,

но только не сегодня.

Может быть, придет час волков, к

огда треснут щиты и настанет закат эпохи людей,

но только не сегодня.

Сегодня мы сразимся.

За все, что вы любите… на этой славной земле.

ЗОВУ ВАС НА БОЙ ЛЮДИ ЗАПАДА!!!

-5

Более того, Арагорн на пути подвига стяжает невиданную силу. Он получает власть призвать на круг этого мира призраков героев, лишившихся через трусость своего достоинства. Некогда они предали отцов Арагорна, изменили своей клятве. Арагорн возвращает их для того, чтобы они смогли совершить подвиг и исполнить предначертанное и, сделав то, что предназначил им Эру, перейти на новый круг жизни, туда, где герои вокруг своего Творца собираются на пир победы для победной песни, от которой содрогнутся даже Валар.

-6

Яркий образ героя потерявшего и вернувшего свою честь мы видим в повести о Боромире. Страх и отчаяние точило его сердце, и, дойдя до безумия, он решил отобрать кольцо у Фродо. Но затем он раскаивается и принимает бой за носителя кольца и отдает за него свою жизнь. Этим подвигом он совершает как бы искупление, совершает покаяние делом, принося в жертву все, что он имел. Он трубит в свой рог, в рог своих предков. (Вспоминаем Чайлда Роланда с его рогом.) Он призывает этот мир во свидетели тому, что он вернул честь своих отцов себе. И, как знак прощения и примирения с Творцом, он в последние минуты своей жизни видит лик «Чайлда Фродо», в его лице Боромир видит Бога и своих предков, все то, ради чего стоит и жить и умирать.

Сложнее с его отцом. Дэнетор забыл лица отцов своих, которые сидели рядом с троном королей Гондора, чтобы хранить его. Он не принимает Арагорна как короля и пытается довести до отчаяния своих подчиненных, говоря о бессмысленности сопротивления. Как выяснилось, это случилось потому что он долгое время смотрел на мир глазами Саурона (подписался на новости обновления странички Саурона)))), который подчинил его себе через Палантир и постоянно показывал Дэнетору лицо тьмы. Дэнетор погибает. И где он явится после Дагор Дагорат, последней битвы сил света и тьмы я не знаю…

Откр.2:5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

-7
-8

Арагорн в результате Подвига (как Искупления) восходит на трон своих отцов. Башни Минас Тирита спасены, Башня Саурона пала, Башня Сарумана захвачена и возвращена людям. Новый этап в истории Средиземья начинается со свадьбы Арагорна и Арвен, повторяющей (колесо жизни, круги миров и т. д.) то, что произошло с Береном и Лютиень. Все поют, едят, пьют и танцуют. Новая жизнь, новая надежда, новый круг жизни, новая Эпоха. На голове корона, в объятьях девушка, красоте которой завидуют звезды, за столом счастливые лица друзей… И так будет с каждым, кто побеждает до конца! Он наследует все!

-9
-10

Беовульф – история повлиявшая на Толкина, Кинга и, вообще, жанр фентези. Я вижу в ней связь с Библией и мифическими мирами Башен, о которых мы здесь говорим.

Беовульф свой подвиг в борьбе с Гренделем и мамой его совершает в честь своего отца, которому однажды, во времена его скитания даны оказали гостеприимство. Казнь Гренделя не было наемной работой, но делом чести. Чести не только своей, но и отца своего. Честь отца для Беовульфа, как Христианина, была даже выше собственной чести и выше собственной жизни. Верующие в Бога, как в Отца, понимают, что отцовство и всякое отечество восходят к Нему. Беофвульф совершает подвиг во имя Бога и чести, полученной от Бога. Для Беовульфа подвиг - как «оправдание» доверия, которым Бог осчастливил избранных людей. Да, Беофвульф получил награду, но не за награду он рисковал своей жизнью. Честь выше наград, она сама как награда. И ржавеющее золото – лишь оклад, напыление для истинной ценности, что мы имеем от начала и до конца жизни по благодати Творца, Отца отцов отцов отцов отцов… И в конце жизни, прожив долгую плодотворную жизнь, принеся своему народу мир и процветание, Беовульф вновь встречается лицом к лицу с еще более страшным и могущественным противником. Дракон, охраняющий клад награбленного политого кровью золота стал делать… налеты на селения людей, мстя за то, что некто из жадности проник в его логово и украл некоторое количество золота. Беовульф, будучи уже стариком, идет на этот бой, предполагая, что он – последний. Лицо Беовульфа уже напоминало лицо его отца, каким он его помнил в юные годы своих подвигов. Он не только помнил лицо отца, но и «носил» его. В неравной схватке Беовульф получает смертельные раны, но сцепившись с драконом, он убивает его. И, умирая, Беовульф ни о чем не жалеет, он покидает этот мир как победитель и как судья над малодушием и трусостью людей, забывших лица своих отцов. После смерти своей Беовульф открыл глаза в Царстве Бога. И первое, что он увидел…

Но это уже другая история. Ее мы узнаем, надеюсь, позже…

История его (я склонен считать, что она не миф, не просто миф) стала вдохновением для Толкина и Кинга. Образы подвигов Беовульфа легко читаются и в образах историй о Башнях. И, скорее всего, эту историю склонны считать выдумкой те, что сегодня предпочитают не считать себя детьми Бога… слишком она… поучительная… слишком уж то, что сегодня называется мужчиной и человеком, не похоже на Беовульфа…

И сегодня звучит обещание, но только тем, кто, как Беовульф, чтит Отца:

Пс.90:13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

Это обещание тем, кто помнит Лик Отца.

Пс.55:14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.

-11