Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения.
Одной из задач нравственного воспитания личности в целом является формирование основ патриотизма. Важнейшей составляющей частью патриотических чувств у человека, в том числе у ребенка, является любовь к родному краю.
В старшем дошкольном возрасте в формировании любви к родному краю большую роль отводят музейной педагогики. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие произведений изобразительного искусства способствует переносу вызванных данным произведением эмоций и чувств на реальные объекты и явления окружающей действительности, и способствуют формированию нравственных чувств.
Приобщая детей к живописи как виду искусства, опосредованно отражающего реальный мир и воспитывающей нравственно-патриотические чувства. Так при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к родному краю, к своей стране, к народным традициям, к народному быту на Руси.
Содержание занятий нацелено на приобщение дошкольников к патриотическому воспитанию, через изучение творчества русских художников и их картин. Связь живописи и любви к Родине – основной стержень занятий, который решается в форме беседы.
Знакомя детей с картинами известных художников, раскрываю перед ними картину окружающего мира: быт, труд людей, значение полководцев и воинов в каждой эпохе. При этом не ограничиваемся только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а раскрываем значимость труда самого художника, своеобразие мастерства, размышляем, что побудило художника написать эту картину.
При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Подчеркиваем, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов.
В начале года свою работу начинаю со знакомства с пейзажной живописью.
Пейзажная живопись – жанр изобразительного искусства (или отдельного произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является природа, в том числе естественная среда, преображённая человеком. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».
Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, его эстетические взгляды и суждения являются показателями его духовно нравственного развития. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний.
При знакомстве ребят с пейзажной живописью опираюсь на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно его сезонам.
Пейзаж - это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это - и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.
Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален.
• Первозданный природный пейзаж - леса, поля, луга, реки, озера, моря (лесной пейзаж, горный, морской), например: картины русских художников Левитан И.И. «Березовая роща», Шишкин И.И. «Рожь», Шишкин И.И. «Сосны освещенные солнцем», Васнецов А.М. «Горный пейзаж», Куинджи А.И. «Восход солнца»
• Сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой; Поленов В.Д. Дорога у деревни 1877, Шильдер А.Н. Деревенский пейзаж
• Городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду - здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки - его иногда выделяют отдельно; Поленов В.Д. «Московский дворик» 1878 г.
• Исторический пейзаж - изображение местности в определенную эпоху.
По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанром литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.
• Лирический пейзаж (обычно небольшой по размеру) экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека - восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы («Золотая осень» И. Остроухова, «Грачи прилетели» А. Саврасова).
• Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Это - буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты (И. Айвазовский «Волна»).
• Эпический пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы (И. Шишкин «Лесные дали», А. Васнецов «Родина»).
• Драматический - предвещает бурю, грозу, вызывает ощущения тревоги и беспокойства (И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев «Болото»).
Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они предают чувства и переживания языком искусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изображено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изображено, не требуется никакой художественной культуры.
Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи И.И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова, Пластова, Юона и других художников. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.
Формы знакомства детей с изобразительным искусством вообще и в частности с пейзажной живописью могут быть различными: беседы, посещение музея, организация просмотра и обсуждения выставок, сотрудничество с ТЭФФИ.