344 подписчика

ДВЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ ( Хельга I , Хельга II )

" Историк Дмитрий Левчик продолжает рассказывать ..." 

( Доктор исторических наук, политолог, журналист, автор двух монографий и более ста научных публикаций по проблемам истории США, истории Древней Руси, самоуправления в России и забастовочного движения. )

"... После смерти Олега на Волге для варягов, сидевших в Самбате-Киеве, наступили тревожные времена. Единого наследника Олега выбрать не удалось. 

Фактически в Киеве установился триумвират. Первым в триумвирате был Хельг Игорь (Ингвар). Хельгом, то есть «вещим», князем-жрецом, называют его арабские источники. Второй была Ольга. Тоже, получается Хельга, то есть «вещунья», княжна-жрица, которую летописи называют женой Игоря (Ингвара). Третьим — Свендослав (Свендислейв), как называли его византийцы, или Святослав, как прижилось в русских летописях, вроде как сын Игоря. 

Традиционно в нашей литературе считается, что наследовал Олегу только Игорь (Ингвар), но это противоречит византийским источникам: в договоре руссов с Византией 944 года эти князья и княгиня фигурируют как совершенно равноправные и независимые друг от друга стороны. 

Возможно, Хельг Игорь был «старшим» в триумвирате. Хотя, может быть, произошло традиционное для славянских и норманских племён деление на военную и гражданскую власть. 

Последнюю возглавила княгиня Ольга (Хельга). Возможно, этих вещих Ольг-Хельг было больше, чем одна. 

Скорее всего, выбран был и второй военный правитель — Свендослав (Свендислейв) или Святослав. Он был молод и, полагаем, на первых порах во всём согласен с Ольгой (Хельгой). ..." 

"... Так или иначе, но соправители-триумвиры не договорились. ..." 

"... Изложу свою версию. Я уверен, что убийство Игоря — первый в истории России дворцовый переворот, сопровождавшийся убийством верховного правителя. Военный правитель Святослав и светская правительница Ольга убили незадачливого князя Игоря. Возможно, использовали для этого древлян, а может — просто «свалили» убийство на них. Благо, какая-то междоусобица с древлянами тогда была: ну, не зря же Искоростень спалили! ..." 

"... А летописный рассказ об этом заговоре и этой смерти (вместо простого и внятного объяснения!) превратился в сказку про месть княгини Ольги. Нельзя же позднейшим переписчикам летописей признаваться в цареубийстве, практикуемом на Руси-России почти с момента её возникновения! Нельзя же равноапостольную княгиню открыто объявить инициатором массового языческого жертвоприношения, а то будет выглядеть она вовсе не святой, а сатанисткой какой-то! ..." 

"... После убийства Игоря, видимо, в 946 году, Ольга моментально кидается в Царьград. Она стремится объясниться с базилевсом‌ о причинах убийства его союзника и данника Игоря, она готова «выстаивать» в ожидании приёма, готова принять христианство, на всё готова — лишь бы византийцы пересмотрели своё отношение к Киевско-Новгородскому балтийско-днепровскому протогосударству.

 

Известно, что её миссия окончилась провалом. Император Византии Константин Багрянородный её даже не принял. Так выяснилось, что византийцы не только не желали торговать награбленным, но ещё и не хотели вести дела с цареубийцами. Особенно если жертвой становился только что подписавший с ними договор партнёр. Правда, возможно, что византийцы просто выполнили букву договора 944 года, согласно которому русские не могли находиться на территории Царьграда в определённое время. Просто, может быть, Ольга приехала невовремя, её и не приняли. Мало ли варварских «архонтесс ругов» (как именовали княгиню византийцы) хочет посмотреть на великого базилевса! 

 

А, может, и принимать то было некого. Ожидая приёма, Ольга попросту умерла. На эту версию нас наталкивает летописный рассказ о том, что после неудачного визита в Царьград Ольга очень спешит домой (источники говорят, что даже ладьи бросает в нижнем течении Днепра и скачет на конях). Почему так спешила домой Ольга? Некоторые исследователи говорят, что она так была оскорблена византийским императором, что спешила уехать из ненавистной Византии. Полагаю, дело совсем не в этом. 

 

Ольга родилась, как считают многие историки, в 90-е годы IX века. Таким образом, к моменту описываемых событий ей было под шестьдесят. Преклонный возраст по тем временам. Полагаем, что она просто заболела, плохо себя почувствовала, после чего умерла. Послы и уехали из Византии. И спешили, потому что труп надо было захоронить побыстрее. 

 

Нашу догадку о плохом самочувствии Ольги и, возможно, её смерти примерно в 948 году косвенно подтверждает сам император Константин Багрянородный, который в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы (ладьи) являются одни из Немогарда (видимо, Новгорода или Киева), в котором сидел Сфендослав (Святослав), сын Ингора, архонта Росии». Никакую Ольгу при этом не упоминает. Святослав один. 

 

Но потом, вдруг, Ольга опять появляется на исторических подмостках. Эта Ольга чрезвычайно умна и занята вовсе не полурелигиозными идеями «мести», а реальными идеями строительства государства. Она проводит серию очень важных с точки зрения государственного строительства реформ. Уже в первые годы своего правления, в конце 40-х – начале 50-х годов X века она упорядочивает характер уплаты дани славян варягам, устанавливает «уроки», то есть время уплаты дани, и «погосты», то есть места уплаты дани и «ловища», то есть угодья, где можно ловить зверей для уплаты дани. С этого времени князья и их представители не могут, когда им вздумается, собирать дань — только в определённый «рок», год. И на территорию славянской общины куда угодно заезжать не могут — только в отдельное, гостевое помещение, «погостить». И отстрел пушнины тоже где угодно вестись не может — только в «ловищах». Фактически, Ольга тем самым отринула идею хаотичного полюдья и бесконтрольного грабежа лесных богатств, заложив основу систематического сбора налогов. 

 

Кроме того, эта Ольга теперь почему-то молода и красива. К ней даже сватается базилевс Византии. Летописи гласят, что Константин пригласил ее в 953/54 г. в Царьград в силу крайней необходимости усилить византийскую армию за счет русских «воев». Ольга приняла приглашение императора и отправилась в Константинополь. 

 

9 сентября 954 г., в среду, в 4 часа дня, как свидетельствует сам византийский император, состоялась пышная церемония приема посольства Ольги в императорском дворце. Ольга удостоилась приема и в покоях византийской императрицы. В честь «архонтиссы руссов» был устроен торжественный выход царьградских придворных дам. Состоялась встреча княгини с императорской семьей, что никогда не практиковалось при приеме послов в Византии. Во время беседы Ольга по приглашению Константина Багрянородного «высказала то, что желала». А далее началось вообще невероятное: Константин начал свататься к Ольге! «Подобна еси цесарьствовати в граде сем с нами» - так передает русская летопись обращение базилевса к русской княгине. 

 

Ольга, согласно преданию, ответила на это: «Аз погана есмь (я - язычница). Да аще мя хощеши кръстити, то кръсти мя сам». Наивный император, коим он предстает в легенде, согласился на совершение обряда и крестил ее. Ольга же после того спросила: «Како хощеши мя пояти, кръстив мя сам и нарек ся дъшерию?». Крестный отец по церковным порядкам не мог жениться на своей крестнице. Автор легенды изобразил дело так, будто Ольга заранее задумала крещение как способ избавления от притязаний кесаря на ее руку. Получив ее ответ, василевс, по словам летописи, «удивився разуму ея» и воскликнул: «Переклюкала мя еси, Ольго!» (Перехитрила ты меня, Ольга!) 

Очевидно, что перед нами — другая Ольга. Ольга молодая, красивая, умная и совсем не язычница. Назовём её Ольгой-2. И запомним. Ведь именно она, а не кровожадная мужеубийца-жрица, «вещунья» Ольга (назовём её Ольгой-1) и стала той самой святой и равноапостольной княгиней Ольгой. 

 

Принимая христианство, Ольга-2, возможно, направила все усилия на установление равноправных, взаимовыгодных отношений с империей, изменение условий договора 944 года, неблагоприятных для русских купцов и наёмников. Таким образом, поездка княгини Ольги-2 в Константинополь в 954 году завершилась успешно. Крещение Ольги-2 в Царьграде — это не эпизод ее личной жизни, не частный вопрос благочестивой женщины, а далеко рассчитанный политический шаг, победа княгини в политическом поединке с главой крупнейшей державы того времени. Ольга-2 была возведена в почетный ранг «дщери» императора, а Константин нанял русские войска для готовящейся тогда войны с арабами. Так, летопись сообщает, что на прощание василевс одарил русскую правительницу: «И дасть ей злато и сребро, паволоки и съеуды различныя и отпусти ю...». Другими словами, император внёс предоплату за наёмную армию русов и варягов. ..." 

"... Удачная продажа наёмного войска окрылила Ольгу-2. И она, видимо, решила повторить сделку. Повторить продажу воинов под видом христианизации. Возможно, для этого она даже провела обряд раскрещивания и опять стала язычницей. 

Теперь она решила продать свою армию врагу Византии, императору Германии Оттону I. Есть сведения, что в 959, примерно, году она посылает к нему послов. Первоначально речь идёт о посылке в Киев священников и крещении киевлян. При содействии Ольги и Оттона Римом была даже создана епископская кафедра для Руси. За это, кстати, имя Ольги и ее облик увековечили на портрете в Соборе Святого Петра в Ватикане. Первым высшим иерархом «Ругейи»-Руси на недолгое время стал епископ Либуций. Потом его сменил магдебургский епископ Адальберт. 

 

Одним словом, Оттон I соглашается на предложение Ольги. 

 

Это действие не могло пройти незамеченным в Царьграде, и не могло трактоваться иначе как измена и угроза интересам Византии. Византия в лице уже императора Никифора Фоки посылает против изменщицы своего верного наёмника Святослава. Святослав в 962 году отправляется в Киев, ограничивает власть Ольги-2, проводит там настоящую «языческую реставрацию», запугивает Ольгу-2 настолько, что она даже, по словам летописца, «духовника своего при себе держала тайно» и прогоняет проповедников, посланных Оттоном. ..." 

"... В отсутствие Святослава в Киеве, Ольга-2, видимо, попыталась вернуть себе власть. Она даже призвала для своей защиты печенегов, которые встали лагерем возле Киева. Узнав об этом, Святослав вернулся, прогнал печенегов и совершил очередной государственный переворот, поставив на княжение в Киеве своего сына Ярополка.

 

А что же произошло с красавицей равноапостольной святой княгиней Ольгой-2? Она умирает. Из чего летописцы делают вывод, что умирает та самая Ольга-1, «мать» Святослава. И тот её якобы горько оплакивает. На самом деле всё, видимо, было не так. «Старая» кровожадная язычница-Ольга (в нашей версии Ольга-1) умерла ещё в 948 году. А святую равноапостольную умницу и красавицу Ольгу (в нашей версии Ольгу-2) убила в 969 озверевшая языческая солдатня Святослава. Потому она в полной мере может считаться ещё и мученицей. ..." 

" Историк Дмитрий Левчик продолжает рассказывать ...