Найти тему

Искусство как конфронтация

Искусство как конфронтация

Конфронтация в современном искусстве занимает особое место. Вот сейчас, разглядывая работы и пересматривая смыслы, закладываемые в эти работы, понимаешь, насколько чудовищно на них смотреть из сегодняшнего дня. И насколько, с одной стороны, вызывающими и кричащими они выглядели еще вчера. Насколько контекст, в котором мы живем, кардинальным образом меняет восприятие, в том числе искусства.

По закону жанра конфронтационное искусство специализируется на шокирующих и неприятных, зачастую просто на плохо сделанных объектах. Поэтому смотреть на подобные творения, особенно подолгу, бывает тяжело. Однако все равно именно они привлекают наше внимание.

В галереях и на выставках их обнаружить очень легко. Они сами будут лезть в глаза, бросаться со стен на вас и пытаться укусить, как минимум метафорически, а порой и в буквальном смысле этого слова.

Просто посмотрите на несколько работ и попробуйте поймать вот это ощущение, как вы воспринимаете эти работы сейчас и как вы бы их воспринимали еще 3 месяца назад.

Одна из работ — это «О чем еще мы можем говорить» Тересы Марголлесы, сделанная в 2009 году. Эта мексиканская художница создала эту инсталляцию, суть которой была в том, что полы в галерее во время выставки без конца мыли разбавленной кровью жертв, связанных с наркотиками. А воздушные кондиционеры были заправлены водой, которой в морге омывают тела перед вскрытием. Марголлес меняет атмосферу помещения вокруг зрителя. Сама невидимость и неосязаемость предметов придает ей особую силу. То, что скрыто порой может более ужаснуть, чем то, что выставлено на всеобщее обозрение.

Часто люди считают, что шокирующее искусство стремится лишь заставить нас ахнуть и отпрянуть, то есть утверждается за счет привлечения внимания. Каждое подобное произведение стремится заставить нас отчаянно смотреть на него, как бы мы ни противились. Они действуют нам на нервы. Но если они несут в себе настоящий артистический замысел, то их цель на самом деле не просто оставить в нас неприятный осадок, но и выявить до конца непонятные эмоции, незамеченные страхи, чтобы мы могли остановиться и подумать. И прямо сейчас мы живем внутри этой картины — какого-то ужасающего своей артистичностью арт-объекта или страшной, бесчеловечной главы в учебнике истории.