Искусство как конфронтация
⠀
Конфронтация в современном искусстве занимает особое место. Вот сейчас, разглядывая работы и пересматривая смыслы, закладываемые в эти работы, понимаешь, насколько чудовищно на них смотреть из сегодняшнего дня. И насколько, с одной стороны, вызывающими и кричащими они выглядели еще вчера. Насколько контекст, в котором мы живем, кардинальным образом меняет восприятие, в том числе искусства.
⠀
По закону жанра конфронтационное искусство специализируется на шокирующих и неприятных, зачастую просто на плохо сделанных объектах. Поэтому смотреть на подобные творения, особенно подолгу, бывает тяжело. Однако все равно именно они привлекают наше внимание.
В галереях и на выставках их обнаружить очень легко. Они сами будут лезть в глаза, бросаться со стен на вас и пытаться укусить, как минимум метафорически, а порой и в буквальном смысле этого слова.
⠀
Просто посмотрите на несколько работ и попробуйте поймать вот это ощущение, как вы воспринимаете эти работы сейчас и как вы бы их воспринимали еще 3 месяца назад.
Одна из работ — это «О чем еще мы можем говорить» Тересы Марголлесы, сделанная в 2009 году. Эта мексиканская художница создала эту инсталляцию, суть которой была в том, что полы в галерее во время выставки без конца мыли разбавленной кровью жертв, связанных с наркотиками. А воздушные кондиционеры были заправлены водой, которой в морге омывают тела перед вскрытием. Марголлес меняет атмосферу помещения вокруг зрителя. Сама невидимость и неосязаемость предметов придает ей особую силу. То, что скрыто порой может более ужаснуть, чем то, что выставлено на всеобщее обозрение.
⠀
Часто люди считают, что шокирующее искусство стремится лишь заставить нас ахнуть и отпрянуть, то есть утверждается за счет привлечения внимания. Каждое подобное произведение стремится заставить нас отчаянно смотреть на него, как бы мы ни противились. Они действуют нам на нервы. Но если они несут в себе настоящий артистический замысел, то их цель на самом деле не просто оставить в нас неприятный осадок, но и выявить до конца непонятные эмоции, незамеченные страхи, чтобы мы могли остановиться и подумать. И прямо сейчас мы живем внутри этой картины — какого-то ужасающего своей артистичностью арт-объекта или страшной, бесчеловечной главы в учебнике истории.