Найти тему

Назад...в Будущее (часть 1)

Сегодня движущиеся тротуары в значительной степени отнесены к аэропортам, торговым центрам, но в 19-м и 20-м веках были выстроены большие планы в отношении этой технологии.

Движущийся тротуар будущего нью-йоркского метро от Goodyear (1950-е) Шерил Карлин
Движущийся тротуар будущего нью-йоркского метро от Goodyear (1950-е) Шерил Карлин

В 1871 году изобретатель Альфред Шпеер запатентовал систему движущихся тротуаров, которая, по его мнению, произведет революцию в передвижении пешеходов в Нью-Йорке. Иногда называемая “подвижным тротуаром”, его система будет перевозить пешеходов по ряду из трех лент, идущих параллельно друг другу, каждая из которых последовательно быстрее, чем следующая. Когда мистер Шпеер объяснил свое видение еженедельнику Фрэнка Лесли в 1874 году. Оно даже включало несколько закрытых “салонных вагонов” через каждые 100 футов или около того — в некоторых вагонах были гостиные для дам, а в других - для мужчин, чтобы курить.

В номере журнала Scientific American за 1890 год объяснялась система Шпеера:

«Эти ленты должны были состоять из ряда небольших железнодорожных вагонов-платформ, соединенных вместе. Первая линия лент должна была проходить с низкой скоростью, скажем, 3 мили в час, и на эту медленно движущуюся ленту тротуара пассажиры должны были ступать без труда. Предполагалось, что скорость следующего примыкающего пояса составит 6 миль в час, но его скорость по отношению к первому поясу составит всего 3 мили в час. Таким образом, каждая отдельная линия ленты должна была иметь скорость, отличную от скорости соседней; и, таким образом, пассажир может, переходя с одной платформы на другую, увеличивать или уменьшать скорость своего транзита по своему желанию. Сиденья должны были располагаться в удобных местах на передвижных платформах»

Очень дальновидный французский инженер по имени Эжен Хенар представил планы по созданию системы движущихся платформ для Парижской ярмарки 1889 года, эти планы провалились, и первый электрический движущийся тротуар был построен для Колумбийской выставки 1893 года в Чикаго. Движущийся тротуар был оборудован скамейками для пассажиров и стоил пять центов, но был ненадежен и подвержен поломке. Как отметил Western Electrician в преддверии выставки, был заключен контракт на 4500 футов подвижного тротуара, предназначенного в первую очередь для перевозки пассажиров, прибывающих на пароходах. Когда он работал, люди могли сойти с лодок и проехать по движущемуся тротуару на 2500 футов вниз по пирсу, доставленному на берег и ко входу в экспозицию.

Движущийся тротуар на пирсе на Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго
Движущийся тротуар на пирсе на Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго

Парижская выставка 1900 года имела свою собственную движущуюся дорожку, которая была весьма впечатляющей. Томас Эдисон послал на Выставку одного из своих продюсеров, Джеймса Генри Уайта, и мистер Уайт снял по меньшей мере 16 фильмов, находясь на Выставке. Он привез с собой новый штатив с панорамирующей головкой, который придавал его фильмам вновь обретенное ощущение свободы и потока. Просматривая фильм, вы можете увидеть, как дети прыгают в кадр и даже мужчина снимает свою кепку перед камерой, возможно, осознавая, что он захвачен захватывающей новой технологией, в то время как забавная новинка будущего пыхтит у него под ногами.

Газета "Нью-Йорк Обсервер" сообщила о Парижской выставке 1900 года в серии писем от человека, которого звали просто Огастес. В номере газеты от 18 октября 1900 года была опубликована эта корреспонденция с описанием нового способа передвижения:

«Из этой части ярмарки можно перейти к удаленной выставке, которая расположена на так называемом Марсовом поле, не выходя за ворота, с помощью движущегося тротуара или поезда электромобилей. Тысячи людей пользуются этими видами транспорта. Первое - это новшество. Он состоит из трех приподнятых платформ, первая из которых неподвижна, вторая движется с умеренной скоростью, а третья - со скоростью около шести миль в час. Движущиеся тротуары имеют вертикальные стойки с шишковатыми верхушками, за которые можно держаться, проходя к платформам или с них. На этих платформах иногда есть места, и с помощью этого приспособления можно быстро и легко перемещаться по экспозиции. Это также доставляет немало удовольствия, поскольку большинство посетителей не знакомы с этим видом транспорта и испытывают неловкость при его использовании. Платформа постоянно движется в одном направлении, а электромобили - в противоположном.»

Раскрашенная от руки фотография из Бруклинского музея, на которой изображен движущийся тротуар на Парижской выставки в 1900 году
Раскрашенная от руки фотография из Бруклинского музея, на которой изображен движущийся тротуар на Парижской выставки в 1900 году
Движущийся тротуар Парижской выставки 1900 года (справа) с Итальянским павильоном (слева) Бруклинский музей
Движущийся тротуар Парижской выставки 1900 года (справа) с Итальянским павильоном (слева) Бруклинский музей

Вероятно, вдохновленный Парижской выставкой 1900 года, этот движущийся тротуар был опубликован в серии открыток, посвященных будущему 2000 году, выпущенных в 1900 году немецкой шоколадной компанией Hildebrands.

На открытке движущийся тротуар 2000 года от немецкой шоколадной компании (1900) Hildebrands
На открытке движущийся тротуар 2000 года от немецкой шоколадной компании (1900) Hildebrands

Продолжение следует...

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации, буду вам очень благодарна:)