Как связаны певец Александр Градский, жена правнука писателя Виктора Гюго и изображение обнаженной груди на пластинке фирмы грамзаписи «Мелодия»? Казалось бы все перечисленное не может сочетаться, ан нет. Вполне может. Все это связалось на обложке альбома Градского «Сама жизнь», выпущенного в СССР в 1984 году. То есть до перестройки, чтобы вы понимали.
Графический рисунок с обнаженной женщиной и двумя руками, который приписан художнице Валентине Гюго (Валентина Мари Огюстин Гросс, 1887-1968), появился на обложке пластинки Александра Градского (1949-2021), где он со своей группой «Скоморохи» исполняет вокальную сюиту на стихи Поля Элюара (Эжен Эмиль Поль Грендель, 1895-1952). Удивительно, но каким-то образом данный конверт был пропущен советской цензурой. Скажете, что ничего предосудительного в такой обложке нет, тем более, что это все же не фотография, а рисунок? Однако факт остается фактом: вот советская пластинка, вот грудь женщины, а вот руки, которые… (додумайте сами).
Если копнуть глубже, то окажется, что рисунок на обложке принадлежит не совсем Валентине Гюго. Вернее изначально это все же работа французской художницы, но переработанная художником Ершовым С. Последний указан в выходных данных пластинки, однако более ничего графического на конверте нет, из чего можно с уверенностью говорить, что рисунок принадлежит Ершову. К тому же конкретно такой работы контурного типа в арсенале Валентины Гюго не обнаружено, зато есть «Женский портрет», выполненный в цвете.
Оригинальная работа создана художницей в 1948 году на бумаге. Валентина Гюго использовала акварельный карандаш, тушь и уголь. Рисунок имел размеры 350 Х 210 миллиметров. Кто изображен на нем – неизвестно, но есть некоторое предположение, что это перформанс-художница Нуш Элюар (Мария Бенц, 1906-1946). Да да, жена поэта Поля Элюара, на стихи которого и записал вокальную сюиту советский певец Александр Градский.
Поль Элюар являлся одним из основателей дадаизма, а после сюрреализма. Его музой была первая жена Елена Дьяконова, которую он звал Галой. В 1929 году она уходит от Элюара к Сальвадору Дали, а последний пишет портрет поэта и скажет потом об этом известную фразу:
«Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
Еще немного о рисунке художника Ершова. Небольшие манипуляции в фотошопе и становится понятным, что автор попросту обвел контуром работу Валентины Гюго. Этого художнику показалось мало и он непонятно зачем пририсовал созвездия.
Я не исключаю возможности того, что контурный рисунок, т. е. другая версия «Женского портрета», существует, но в это слабо верится.
Пластинка с nude-творением от Валентины Гюго появилась на прилавках в Советском союзе в 1984 году. Позже «Мелодия» выпустила пластинку группы Procol Harum «Shine On Brightly», где опять-таки в графическом виде изображена некая фигура с обнаженной грудью. Однако это был уже 1991 год. В следующем году вышел уже совсем откровенный «Мальчишник» со своим «Поговорим о сексе», но это уже был другой лейбл, да и страна тоже другая.
«Мелодия» и их знаменитые обложки. Кому-то они нравятся, а кто-то плюется от их оформления. Одной из самых обсуждаемых пластинок граммонополиста является «Ночь» группы КИНО. Почитать об истории создания конверта можно тут и здесь.