Союз трех фундаментальных учебных дисциплин – языка, математики и информатики – образует нераздельную основу современного образования.
А.П. Ершов
Характеристика класса: общеобразовательный класс в основном со средним или выше среднего показателем качества обученности с обычным делением на группы.
Программа: Информатика и ИКТ, 6 класс, автор Босова Л.Л. – М.: Бином, 2013
Учебник: Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ, 6», 2013
Раздел: «Алгоритмы и исполнители», урок № 25, второй урок по теме раздела.
Количество часов: 68 учебных часов в год, 1 учебный час в неделю.
Данный урок состоит из шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 этап – организационный (2 мин)Задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, познавать.
2 этап – актуализация знаний (5 мин) Проходит с помощью фронтальной и индивидуальной работы учащихся, что позволяет организовать повторение материала прошлого урока, быстро провести проверку домашнего задания, подготовить учащихся к восприятию нового материала.
3 этап – изучение нового материала (12 мин)Сопровождается этап мультимедийной презентацией. Начинается он с постановки проблемной ситуации и вовлечением учащихся в диалог с учителем по теме "Исполнители вокруг нас". Благодаря последовательной постановке вопросов учащиеся приходят к основному определению "исполнителя" как человека, группы людей, животного или технического устройства и пониманию смысла "системы команд исполнителя". В конце этапа предполагается выполнение разминки, целью которой является снятие напряжения и положительного эмоционального настроя учащихся на выполнение практической работы на компьютере.
4 этап – знакомство с новым исполнителем, выполнение практической работы на компьютере (15 мин). Сопровождается этап мультимедийной презентацией. Учащимся предлагается познакомиться с новым исполнителем, выполнить практическое задание с последующей проверкой. Детям предлагаются найти свои ошибки и озвучить их. Важно, чтобы учащиеся проговаривали характер ошибки, причину, по которой она была допущена. Использование презентации MS PowerPoint позволяет качественно, красиво провести эту работу, возможности анимации позволяют ярко и акцентировать ошибки и показать их характер.
5 этап – подведение итогов работы (4 мин).Проводится в виде беседы. Учащиеся сообщают о том, что нового узнали на уроке. Оценка деятельности учащихся зависит от степени познавательной активности, творчества и самостоятельности, от уровня общеучебных и специальных умений и навыков. Проводится рефлексия с помощью графического редактора. Здесь можно увидеть каков примерно процент качества усвоения материала, попросив поднять руки учащихся, которые могут себе поставить за урок отметки «5» и «4». Отметочное оценивание в течение урока суммируется по этапам беседы, объяснения и самостоятельной практической работы (весь класс), эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.
6 этап – домашнее задание (2 мин)дается в трех формах: 1) практика – номера по учебнику и выполнение упражнений в рабочей тетради; 2) творческое задание: нарисовать образец рисунка, записать координаты на листочке для программы КуМир; 3) индивидуальное задание: ответить на вопросы в кроссворде по теме урока.
Данный урок дал результат 88% качества и 100% успеваемости. Характер ошибок, допущенных в практической работе – невнимательность при вводе координат. На протяжении всего занятия царила «живая», насыщенная, работающая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся. Материал для урока подбирала с помощью учебной методической литературы и сайтов с электронными образовательными ресурсами в Интернете http://school-collection.edu.ru и http://metodist.Lbz.ru. В презентации использовала материал с диска, который входит в состав УМК по информатике для 6 класса Босовой Л.Л. Раздаточный материал для практической работы и кроссворд по теме подготовила самостоятельно. Рисунки по координатам в приложении KOODRAW взяты из примеров в газете "Математика в школе". ЭОР позволяют провести урок – дискуссию эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.
Цели урока:
- проверка качества усвоения учебного материала по теме "Алгоритмы и исполнители";
- изучение характеристик исполнителей;
- практическое закрепление пройденного материала при работе с конкретным исполнителем;
- формирование информационной компетентности учащихся.
Задачи урока:
- обучающие – систематизацияпредставления об исполнителях, развитие навыков составления алгоритмов для формального исполнителя;
- развивающие – развитие логического мышления, внимания; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие познавательного интереса к предмету через практическую деятельность.
- воспитательные – воспитание самостоятельности, аккуратности, трудолюбия и ответственности при выполнении задания; воспитание уверенности в своих силах.
Тип урока: комбинированный, с практической работой на компьютере.
Форма проведения урока: беседа + практическая работа.
Методы:
– словесный – беседа;
– наглядный – мультимедийный проектор, раздаточный материал, компьютеры;
– практический – индивидуальная работа, работа в группе, практическая работа на компьютере.
Межпредметные связи: математика, рисование.
Оборудование и дидактический материал:
- мультимедийный проектор с экраном, указка;
- ЦОР мультимедийная презентация по теме “Исполнители вокруг нас”; (Презентация)
- пакет программ Microsoft Office; приложение КуМир;
- раздаточный материал для домашней работы, кроссворд по теме "Исполнители вокруг нас"; (Приложение 2)
- Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – 2-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Вид урока: обычный, продолжительность 40 минут, при обычном распределении учащихся 6 класса по подгруппам. Компьютеры включены перед началом урока. Открыта папка "Работы 6 класса". Включен проектор с презентацией на ноутбуке, размещен экран для демонстрации. Приготовлена доска с темой урока и ключевыми понятиями. Раздаточный материал для практической работы и памятка по работе с приложением КуМир находятся на рабочих местах у компьютеров – по количеству рабочих мест. Задания для домашней работы – на партах, кроссворды раздаются учителем индивидуально.
План урока.
- Целевая установка на урок.
- Проверка качества усвоения учебного материала прошлого урока.
- Систематизация понятия "исполнитель". Разминка.
- Знакомство с новым исполнителем. Объяснение порядка выполнения практической работы.
- Выполнение практической работы на компьютере.
- Подведение итогов работы. Оценивание учащихся.
- Объяснение домашнего задания.