Найти тему
Логопед- помощник.

Электронное мультимедийное дидактическое пособие как эффективный инструмент взаимодействия учителя-логопеда с дошкольниками

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляется с использованием современных педагогических технологий. Внедрение инновационных образовательных технологий строится учителем-логопедом на основе тщательного диагностического обследования и при планировании коррекционного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, ЗПР).

Причинами внедрения инновационных образовательных технологий для меня стали не только необходимость вести активный поиск путей решения существующих в коррекционном дошкольном образовании проблем, постоянная неудовлетворенность достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, но и возрастающие запросы отдельных групп родителей. Активная жизненная позиция и творческий потенциал учителя-логопеда, его активное участие в процессе исправления недостатков в развитии дошкольников с ОВЗ, пожалуй, главные составляющие успеха в развитии детей с ОВЗ. Внедрение инновационных идей в коррекционную работу вносит весомый вклад в этот успех.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к нему со стороны взрослых [2, с 1].

К числу значимых, по моему мнению, современных образовательных технологий, внедряемых мной в учебный процесс, относятся: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, игровая технология, здоровьесберегающие технологии. Перечисленные образовательные технологии стали основой для систематической и целенаправленной разработки электронных мультимедийных дидактических пособий по изучаемым лексическим темам.

Электронное мультимедийное дидактическое пособие представляет собой электронную компьютерную презентацию с разнообразным функционалом. Три года назад, когда я только начинала разрабатывать их, они предназначались для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста. И компьютерные дидактические презентации включали как простые, так и сложные задания. В настоящее время, исходя из принципа конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей, а также принципа систематичности и взаимосвязи учебного материала, принципа постепенности подачи учебного материала [1, с 10], я разрабатываю дидактические компьютерные пособия для разных возрастов: для пятилетних и шестилетних дошкольников отдельно. Как правило, несколько заданий для разных возрастов повторяются в презентации по одинаковой лексической теме, но, в основном, материал, представленный в электронных дидактических играх для детей с ограниченными возможностями здоровья старшей и подготовительной группы, отличается, усложняясь у детей подготовительной группы. Так, для детей старшей группы, имеющих тяжёлое нарушение речи или задержку психического развития, презентации включают, в основном, игры и задания, направленные на уточнение и расширение запаса представлений, обеспечения перехода от накопленных представлений к активному использованию речевых средств, расширение объёма правильно произносимых существительных, глаголов, прилагательных, предлогов, местоимений, наречий, числительных по всем изучаемым лексическим темам. Также входят и задания, обеспечивающие дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: практическое усвоение отдельных способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи усвоенных частей речи.

Для детей подготовительной группы, имеющих тяжёлое нарушение речи или задержку психического развития, презентации усложняются. Игры, заложенные в таких презентациях, направлены на расширение, уточнение и активизацию словаря, включающего все части речи. Основными задачами при использовании электронных мультимедийных дидактических пособий для шестилетних детей становятся задачи обучения выражению своих мыслей и желаний, развитию умений задавать вопросы, делать умозаключения, запоминать и рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, творческие рассказы, и задачи по формированию и развитию грамматического строя речи, освоению разных способов словообразования. Решение этих задач является немаловажным условием успешного обучения в школе.

У заинтересованных педагогов возникает закономерные вопросы: кому из педагогов пригодятся такие электронные пособия и как разработать электронные мультимедийные дидактические пособия? По моему личному мнению, электронные мультимедийные дидактические пособия необходимы будут любому педагогу, работающему в ДОУ. Не буду отрицать, что время для разработки такого типа пособия используется немало, а для его применения необходимо оборудование. Но это направление инноваций показало свою эффективность и целесообразность использования, поэтому разработка и использование такой инновации весьма целесообразно. Разработать электронное мультимедийное дидактическое пособие любому педагогу, имеющему навыки создания простых презентаций, несложно. Необходимо создать компьютерную презентацию, состоящую из 12 слайдов. Первые 6, 7 слайдов должны будут включать информацию для родителей и педагогов, которые впоследствии смогут ей воспользоваться по вашей рекомендации для отработки необходимых навыков. На этих слайдах необходимо указать аннотацию к образовательному ресурсу. В аннотации указывается целевая аудитория, уровень и направленность образовательной программы, в рамках которой используется заявленный ресурс, специфика использования ресурса в образовательном процессе, планируемые образовательные результаты. Здесь же располагают слайд с рекомендациями по работе с электронным мультимедийным дидактическим пособием. На следующем слайде рекомендуется разместить содержание презентации, где на значках фиксируются названия игр и при закладывании гиперссылки на этот значок, происходит перемещение на выбранный слайд с нужной игрой. Игры придумывает сам педагог и его творческое воображение поможет разнообразить игровые приёмы и игры, входящие в состав электронного пособия. В моих электронных мультимедийных дидактических пособиях я закладываю гиперссылки не только для выхода на определённый слайд текущей презентации, но и на игры, тесты, тренажёры, раскраски, развлечения, видео контенты, которые размещены в сети интернет на специализированных сайтах, в облачных хранилищах, на моих собственных сайтах.

Родителям детей с ОВЗ и педагогам, работающим с дошкольниками, электронные мультимедийные дидактические пособия служат помощью для стимулирования у детей познавательного интереса и желания выполнить не всегда интересные задания по отработке определённого речевого навыка. В процессе использования такого типа дидактического пособия не только происходит развитие детей с ОВЗ, но и что особенно ценно- развивается познавательный интерес который стимулирует всестороннее развитие ребят с ОВЗ. Применение электронных мультимедийных дидактических пособий является мощным стимулом для усвоения дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья новых знаний, умений и навыков.

Список литературы.

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018. - 240 с

2. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно – образовательном процессе. Воспитатель Силаева Т.В.