Найти тему
Белая роза

РОЖДЕННЫЕ ЗВУКОМ: ЗЕМНОЕ ЭХО МУЗЫКИ ЗВЕЗД

«Приходите, следуйте за мной в царство музыки. Вы уже сбросили оковы, которые разделяют земное с вечным? Тогда приходите! Здесь не перестаёшь удивляться. Разве вы ещё не слышите, как всё звучит! Тогда вы начинаете различать: каждая звезда имеет свой ритм, и каждый мир имеет свой такт. И у каждой звезды, и у каждого из миров сердце бьётся по-разному. И всё же все удары совпадают и всё это – единое и целое».

Эти чудесные слова написал итальянский пианист и композитор Ферруччио Бузони.

-2

Во всей Вселенной с начала времен звуку придавали особое значение и связывали его с силой. Многие мифы о творении мира свидетельствуют, что Вселенная была создана с помощью звука. Согласно Гермесу, звук был первым, что потревожило предвечную тишину, и посему он являлся причиной всего созданного в мире, предшествуя свету, воздуху и огню. В индийских трактатах повествуется о Вишну, Великом Певце, породившем миры.

-3

Для древних китайцев музыка была самым непосредственным и полным выражением не только гармонии мировых стихий, но и высокой миссии человека восполнять, приводить к завершению "работу Небес". Музыкальное искусство воспринималось не просто как подражание природе, но прежде и превыше всего как могущественное средство воздействия на природный мир, и более того, - нравственного воспитания народа

Китайская космогоническая модель описывает мир как гармоничный музыкальный ряд люй, в котором основной тон, так называемый Тон Желтого Колокола, выступает аналогом Дао, источника всех вещей.

-4

Что же такое «слово»?

Слово, которое звучало в начале, было творческим звуком. Этот звук, эту вибрацию, что обрушилась на тьму и все преобразила, не следует путать со звуками, которым внимают наши уши. Мы слышим внешние звуки. Слово – это внутренняя духовная вибрация, свет, сила, радость и жизнь в единой изначальной энергии. Оно непрерывно продолжает звучать, творчески и великолепно, безотносительно времени и пространства. Однако в той мере, в какой изначальный человек дегенерировал в физическом мире, его внутренний фундаментальный тон все более слабел.

-5

Обратимся теперь к современной науке. Ученые обнаружили: в окружающем мире поёт всё от молекул до галактик. Всё созданное и проявленное в Мире Бытия звучит. Каждое живое или неживое создание имеет свой звук. Теория расширяющейся Вселенной, наиболее точно на сегодняшний день описывающая процесс возникновения нашего мира, выдвигает убедительные гипотезы о причине и механизме зарождения мощных звуковых волн в момент Большого Взрыва, произошедшего примерно 15 миллиардов лет назад, о феномене «поющей плазмы» в сверхплотном ее состоянии при рождении Вселенной.

Физики-теоретики и астрофизики доказали, что важнейшую роль в формировании структур Вселенной сыграли гармонические волны, имеющие постоянную частоту колебаний. Выяснилось, что волны электромагнитного "океана", излучаемые космическими "магнитами" – звездами и планетами, наполняют Вселенную и влияют на процессы, происходящие в ней. Их ритмы, подобные гармоническим звукам, определяют и регулируют жизнь на Земле. Таким образом, наблюдения астрофизиков позволяют связать с представлениями современной науки древние мифы и легенды о звуке и музыке как о природном космическом явлении, гармоническом волновом ритме.

-6

В связи с этим мы можем говорить о гармонии (или музыке) сфер. Вдохновлённый мистическим предчувствием, Людвиг ван Бетховен говорил: «Когда я вечером смотрю на небо и вижу мириады вибрирующих световых тел, тогда мой дух взвивается, преодолевая миллионы миль туда, к Первоисточнику, из которого истекают вечно новые творения. Что есть тело без духа? Оно лишь тлен и прах».

Способен ли современный человек слышать и понимать эту гармонию? Космос управляется законами гармонии. Все творения ощущают, сознательно или бессознательно, связь с изначальной жизнью.

Первые божественные послания были даны в песнях: в «Псалмах» Давида, в «Песни песней» Соломона… В религиозных преданиях также придаётся огромное значение пропеваемой музыке. В евангелии «Пистис София» говорится о 13-ти покаянных песнях; в гностическом апокрифе «Деяния апостола Фомы» звучит «Песнь о жемчужине».

А молодой Якоб Беме пишет в своей «Авроре»: «Ты также принадлежишь к хороводу ангелов. Потому читай песнопение с желанием, тогда Святой Дух пробудится в тебе».

-7

Древнегреческий мудрец, великий Посвященный в таинство Мистерий, Пифагор оставил нам бесценное наследие: звуковую музыкальную систему – гаммы. Гамма была для Пифагора и его учеников не только точным законом для последовательного воспроизведения звуков. Эта гамма стала для них настоящей лестницей в небо, инструментом, с помощью которого ученики пифагорейской школы могли следовать духовному процессу. Все закономерности в нашем природном порядке принадлежат большому космическому жизненному полю. Пифагор был в этом смысле инструментом, работником в винограднике Бога. Для его учеников в античной Греции основным заданием было – открыть путь освобождения из оков падшей природы.

Музыкальная октава, в пределах которой находится гамма, состоит из 12-ти полутонов. Тринадцатый полутон образует основу следующей октавы, означает освобождение. Можно рассматривать это распределение как аналогию космическому зодиаку. Сама гамма образуется из набора 7 звуков (нот), которые могут рассматриваться как 7 древних планет. Она восходит в восьмом звуке, который образует основу следующей гаммы.

Пифагор также утверждал, что мир появился из хаоса, благодаря звуку или гармонии и создавался по принципам музыкальной пропорции: Семь планет, которые управляют судьбами смертных, совершают гармоничное движение, причем расстояния между ними соответствуют музыкальным интервалам. Они издают настолько гармоничные звуки, что из них слагается самая благозвучная мелодия, но человек не слышит ее, поскольку его слух не способен воспринять столь величественные звуки.

Пифагор рассматривал музыку как поток прерывистых и непрерывных звуков. Этот поток соотносится по высоте тона и интервалам гамм. Интервалы связаны с духовным развитием человечества и гармонией космоса.

Пифагор определял расстояние между Луной и Землей как один тон; между Луной и Меркурием и Меркурием и Венерой – полтона, между Венерой и Солнцем – полтора тона, между Солнцем и Марсом – один тон, между Марсом и Юпитером и Юпитером и Сатурном – полтона и между Сатурном и Зодиаком – полтора тона. Эти тона вместе составляют октаву, основу гармонического строения Вселенной. Позднее Макс Гендель говорил, что Пифагор не фантазировал, говоря о музыке сфер, так как каждое небесное тело издаёт свой конкретный тон и, двигаясь, вместе они исполняют небесную симфонию. Отголоски этой небесной музыки доходят до нас, в физический мир. Они – наше достояние, невзирая на то, что мимолетны и пока не могут восприниматься человеком.

-8

Часто организм человека сравнивают с музыкальным инструментом. Но сам человек не осознает этого. Кроме того, этот «инструмент» поврежден, и божественная гармония не может войти с ним в истинный резонанс. Человеческая душа, изначально предназначавшаяся в качестве инструмента, делавшего свои гармонические тона слышимыми, исчезла. Человек становился все более материализованным существом, которого влекла затягивающая сила материи. Теперь мир и человек составляют одно. Закон рождения, расцвета и увядания, характеризующий жизнь на земле, отныне является также и человеческим законом; законом единства и борьбы противоположностей. Тот, кому предназначалось быть духовным человеком, тот, кому назначено Божественным планом стать мастером-строителем, ныне земное существо.

И все же звук Начала определенно присутствует в человеке. Изначальная вибрация использует каждый момент возможной “открытости”, даже если мы и не “слышим” ее. Она напоминает нам о направлении, которое мы можем избрать, чтобы достичь гармонии, чтобы занять свое место в плане Логоса, Слова. Сознание человека, которое определяется силами и вибрациями нашего мира, под воздействием определенных энергий ощущает себя в тюрьме, поэтому начинает искать выход из неё. Поиск продолжается до тех пор, пока искатель не наталкивается на границу с другой реальностью, пока не приближается в какой-то мере к Царству Бога. В таком состоянии человек становится обитателем приграничной области.

Уильям Шекспир посвятил этой жизненной сфере прекрасные строки. В комедии «Венецианский купец» он доверил Лоренцо тихой лунной ночью сказать своей возлюбленной:

Сядь, Джессика. Взгляни, как небосвод

Весь выложен кружками золотыми;

И самый малый, если посмотреть,

Поет в своем движенье, точно ангел,

И вторит юнооким херувимам.

Гармония подобная живет

В бессмертных душах; но пока она

Земною, грязной оболочкой праха

Прикрыта грубо, мы ее не слышим.

-9

Душа человека, запертая в крайне запутанном лабиринте диалектического мира, предчувствует, что должно существовать нечто совершенно иное, потерянное и почти забытое. И в душе каждого, кто начинает искать Божественное Царство – неважно, каким именно способом, – появляется дисгармония. Возникает разрыв между идеальным миром, к которому стремится душа, и реальным жизненным состоянием. Так в душе рождается тоска. Музыка отражает эту тоску. Можно сказать, что вызывать переживание тоски изначальная задача музыки. Цель тоски побуждать нас к движению, не оставлять в покое до тех пор, пока мы, следуя Высшей воле, не найдем осуществление в «Vita Nova», как сказал Данте, то есть в Новой жизни. Но для того, чтобы могло появиться Новое, старое должно уйти. Человек, стремящийся к Новой, Другой жизни, звуки которой прикасаются к его сердцу, должен достичь освобождения от всех пут, от всех сил, которые привязывают его к этому миру. И музыка, друзья, может помочь этому ищущему освобождения человеку. Но любая ли музыка, можете вы спросить? Ответ на такой вопрос каждый может найти только сам. Однако мы знаем, что призыв к гармонии иного миропорядка может прозвучать даже и в популярной музыке. Стоит только научится его распознавать.

-10

Человек, слушающий музыку, не только слышит её: при этом его вся сущность перестраивается под воздействием ритма и частоты звуков. Музыка как бы настраивает сущность человека на определённое качественное состояние, которое может быть в гармонии с его собственным состоянием или, наоборот, полностью несовместимым.

Известно, что музыка может оказывать и целебное воздействие на человека. Есть свидетельства исцеления самых разных недугов музыкой Моцарта, наполненной вибрациями любви и гармонией как принципом видения мира.

Магия музыки – в резонансе. Это верно как для физического тела, так и для тонко-материальных аспектов. Душа – это резонатор музыки. Мелодии находят отклик в душе, и никто не может избежать магического воздействия музыки. Музыка возвышенная и гармоничная может вести человека – в каких бы условиях он ни находился к Свету, к рождению Новой души. И если представить возрожденного человека с одухотворенной душой, то эта душа будет возвышенным резонатором самого Логоса.

-11

В несовершенном мире сам человек находится в несовершенном, дисгармоничном состоянии. Но музыка находит дорогу ко всем сердцам. Например, большое и многообразное поле фольклора – это всемирное музыкальное средство, простая музыка, которая именно благодаря своей простоте сразу понимается и открывает весь спектр человеческих эмоций. Ищущий человек, стремящийся к осуществлению Другой Жизни, может использовать это состояние возвышения чувств для развития Новой души.

У славянских народов одной из традиций было петь колядки на Рождество.

Песни-колядки – это бесценное творение народа. Небольшие, часто безграмотные в литературном аспекте песни, имеют большую смысловую нагрузку и повествуют о знаменательном Событии – рождении Иисуса Христа.

Песни-колядки славят Бога, в них звучат пожелания добра, богатства, они призывают нас жить в мире и счастье.

-12

Когда какой-либо аспект Истины являет себя человеку, бесчисленные музыкальные вдохновения несут импульс к возвышению, к восхождению.

Бетховен говорил: «Твердо запертому семени требуется влажная, электрически теплая земля, чтобы прорасти. Музыка – это электрическая земля, в которой живёт духовное зерно. Каждое настоящее произведение искусства могущественнее, чем создавший его художник, и обращается своим проявлением к божественному...»

Самую великолепную картину музыкального творчества в идеале показывает оркестр. Это – тщательно, до деталей организованный организм, община, которая ставит целью поиск единства во множестве. Оркестр – это человек.

Что может быть более наглядным, чем этот поперечный срез всего человечества? В сердцах музыкантов вибрирует музыкальная гармония, в головах – поют мелодии, и в крестцовом святилище отбиваются ритмы. Представлены все темпераменты и характеры, высоты и глубины, пиано и форте, адажио и аллегро!

Как гарант порядка и гармонии взамен хаоса и споров, впереди, в центре стоит дирижёр. Он – также инструмент, принимающий потоки музыки и передающий их своему инструментарию.

Таким образом, оркестр может быть подобием райской совместной жизни всех созданий: живой, дающей импульс общности верных, которые отдают свою личность служению целого, и позволяют быть ведомыми одним, и это – воистину осознанный, духовный закон.

Рудольф Штайнер писал: «То, что переживает душа на пути посвящения, нельзя описать, это можно лишь спеть или сыграть».

-13

Мы можем избрать прямой путь изначального звука и пробудить нашу сокровеннейшую сущность к новому опыту. Ритм звуков освобождения окружает нас. Он подобен песне, тихому мерцанию, мелодии Божественной реки. Маленький чистый звук в человеке вновь обретает свою изначальную частоту, находит “родную землю”. Если человек осознает это в своей одухотворенной душе, он будет все более и более избегать земных тонов, чтобы оставаться способным слышать другие звуки высших вибраций в первоначальной тишине.

-14

Завершить наш рассказ нам хотелось бы стихотворными строками голландского философа Ян ван Рэйкенборга:

Спокойный зов плывет над миром,

Зов, обращенный к каждому.

Его звуки достигают ушей всех, внимающих ему,

И власть его беспредельна.

И те, кто слышат этот зов,

Идут вперед, наполненные его силой.

На трудном пути из Тьмы к Свету

Божественный Глас одаряет нас мощью

Идти непоколебимо

К зовущей Отчизне.

-15

#философия музыки #музыка #история музыки #тайна музыки #алхимия музыки #музыка и наука

Наука
7 млн интересуются